1994 Кольский полуостров, Ловозерские тундры (лыжный, 6дн).

Маршрут: пос. Ловозеро - стоянка на р. Светлая - пос. Ловозеро. Радиальные выходы: г. Аппуайв, г. Куамдеспахк, г. Вавнбед, г. Флора.
Время проведения: 27.03 - 01.04.1994.
Состав: 15 человек (из них, двое восьмиклассников).

Там было пятнадцать человек. Два восьмиклассника - я и моя соученица Татьяна. Остальные, вероятнее всего, были студентами, но с моей точки зрения они были просто "старшие".
мы!  -- мы!
Руководителем нашим был Алексей Николаевич Кудымов.
Кто-то из "старших", кого по понятным причинам спокойные радиалки не прельщали, ходил в далекую вылазку с ночевкой, но об этом мне ничего не известно. Скорее всего, для них, для студентов, этот поход нулевой к/с был не более чем рядовым выездом. А для меня был - первым Севером, все-таки, причем я был как раз в том возрасте, когда новые впечатления оставляют очень сильные отпечатки. Нельзя недооценивать.
Насколько я помню, уже к третьему дню группа устойчиво разделилась. Кто-то ушел вдаль, кто-то валялся в лагере, а в последнюю радиалку нас пошло всего пятеро - Алексей Николаевич, Митя, Катя, Аня и я.
На склоне Флоры, к которой мы ходили в четвертой день, Митя нашел ягоды и грибы. Это в марте-то.
отрог Кувторданюн, вид сверху. Я там не был  -- отрог Кувторданюн, вид сверху. Я там не был
речка Светлая и прекрасный Вавнбед вдалеке  -- речка Светлая и прекрасный Вавнбед вдалеке
просто полыньи  -- просто полыньи
К своему стыду, я не помню, чьи это фотографии. Мне кажется, их автор - Сергей Хованский (потому что именно его нет на групповом снимке).

В походе имел место кошмарный инцидент. За несколько дней до нас через озеро Светлое прошла группа моей сестры. Сестра оставила под кустом, в условленном месте несколько шоколадок с фруктовым наполнителем.
Надо ли говорить, чем для меня были эти шоколадки после изнурительного, первого в жизни лыжного перехода! Однако попробуйте-ка найдите это хоть трижды "условленное" место. Без всяких карт, на основании данного две недели назад словесного описания совершенно незнакомого места...
Но я это место нашел - сестра повесила на куст красную тряпку. Нашел, но не успел воспользоваться, потому что Кудымов гнал вперед.
За нами следом на некотором расстоянии шла группа Владимира Борисовича Воловика (нашего учителя химии, брр...). Ее участники обратили внимание на красную тряпку и даже нашли адресованную записку и передали ее позже мне. Но шоколада, видимо, не нашли. Не знали, что нужно искать. Или нашли и съели, это тоже было бы неудивительно.
Короче, мне шоколад не достался. Представьте себе - маршруты мой и моей сестры протянулись от Петербурга до далекого Кольского полуострова, и, покрутившись там, вернулись к дому - этакие трехтысячекилометровые петли. И там, в точке наибольшего удаления, эти петли были так близко друг к другу - на расстоянии нескольких дней и всего полуметра. Но заначка, протянутая через эти несколько дней мне от сестры, до меня не дотянулась...

мы сидим долго в поезде и не шевелимся. я жду с нетерпеньем. приходят кто-то и просят пищи. говорят про алгебру, а потом я засыпаю.
только пыль надо сдувать.
1 - просыпаюсь я около семи часов. в пол восьмого Подпорожье. за окном огромная низина, утыканна я домиками. после пересекаем огромную реку. некоторое время дремлю, но заснуть не могу. без двадцати девять завтракаем, я отдельно. в 10.20. пребываем в Петрозаводск. все идут гулять. куд поет зеленую карету: "спят ингстерята, гутнерята и дрюлята"..., и злятся. на следующей остановке, уже в третьем часу, некоторые моют снаружи стекла. тут смешные полукруглые горы. после разборки оказываюсь без спальника, но с печкой. ингстер положила бахлы на самый низ. вопреки моим представлениям, справа все уходит вниз, а слева горы. в 5.30. справа огромное озеро. однако оно кончается. какие-то просят гитару; еще одна большая остановка в 6.20. на небе среди туч образуется окно, но ненадолго. когда поезд едет быстро, он сдувает снег с окружающих холмов выемки. слушаем кого-то у воловика. я разговаривал с б., в полночь дали апельсин. луна как фонарь. шел человек, вез дырку, она упала; пошел он ее искать и провалился. за окном тени от луны и убитые деревья.
2 - просыпаюсь также рано. выглянувшее ночью солнце холодит. лес увеличивается, по бокам горы. ночью похолодало. таня вышла где-то. солнце до предела низко. подъезжаем к какому-то жабозеру. озеро, уходящее за горизонт. катя спит в моем спальнике на моем рюкзаке. в апатитах б. вышел. там же электричка, а провода появились еще вчера. в половину десятого - огромное озеро, везде! раньше был вал-кольцо. ненадолго выходим. автобус. купол. тундра, музыка, сопки. приехали, послали телеграмму, горы далеко. идти - ад. еле дошел до первого привала посреди равнины у леса, гора в тумане. снова выглянуло солнце. идти тяжело, виден перевал. едим и стебемся над воловиками. идти тяжело. забирают пищу. куд не разрешает брать катины вещи. стоим, мне грустно. дежурю ночью, поджариваю, вылезаю, выкидываю кашу, идем куда-то. долго поднимаемся по ручью, таня уходит; долгий пологий подъем к вершине, а потом куд тащит на одну гору, потом на другую. ветер, а я снял куртку, хорошо, что теплая вода. потом снимаем лыжи, некоторые идут на вершину к треугольнику. по возврату получаю письмо от кати, идем к воловику, потом по ступеням наверх, там на пологом катаемся, таня меня убивает. это моя последняя запись, таня после спуска идет... ночью дежурю, уже ближе под утро северного сияния нет, а жалко. на утро не дают кофе. мимо проходят воловики, они идут на аппуайв, мы идем к куамдеспакху, по прежнему ручью. болит живот. таня стоит, мы не видим воловиков, идем на бесконечное белое, снизу кажется маленьким, метрах в трехстах за парником не дошли до половины склона. аппуайв пологие склоны, на нашей горе тоже треугольник. гряды и жесткий снег. таня отстает, ингстеры убегают. едим что-то на "к" - курагу, я еду вниз за алексеем, не могу выровняться, потом еду долго и быстро, но не такой уж кайф, как вчера. падение ошеломляющее. потом не успеваю, воловики уходят, мы еще едим и идем вниз, я один. таня и спрут сзади, мостик проваливается, воловик говорит насчет меня не шуры, подъем изменился. таня запаздывает. все в шатре едят конфеты и поют. я записываю. костя боится трубы, куд говорит про пушку. конфеты
и алексей. в шатре дрюль, игорь, спрут, алесей, хованыч и т., куд вышел.
5 - утром пьем кофе; и песни. идем на ближайшую гору. добираемся до места катания, лезем дальше, внизу крутой снежный склон и. ногам неудобно, поднимаемся ровно вверх, потом зигзагом, круто, снег жесткий, камни, я отстаю. у вершины камни, мы снимаем лыжи, треугольник деревянный, некоторые наверху, у меня мешок. куд говорит, что туман, и вниз гонит. идем без лыж, потом надеваем, едем, я не падаю. потом долго сидим, пью чай с лимоном, в шатре, ужин. гутнер заболела ангиной. вызвали врача - всех резать! ангина. врач кричит страшным голосом. алексей убит полностью. жалко гутнер. у воловичьего лагеря что-то. ночью все-таки разбудили.
6 - последний день здесь, завтра выходим. многие больные остаются в шатре. есть новые песни. пойдем на самую высокую гору. только наша половина шатра. мимо воловиков, вверх по второму ручью. канава у ручья. вверх, жесткий снег. у склона грибы и ягоды. спуск вниз в канаву. подъем вверх с поворотом налево. скалы, туман, палки на склоне, у сплошных скал поворачиваем назад. возвращаемся, две лыжни, в шатре, игры в разные глупости у костра и разговоры.
7 - выходим утром, дрюль помогает запихать печку, идем. фотографии на фоне горы. склон, камни, гутнер падает. спрут догоняет, говорит щекину. они уходят. пар от рюкзака сергея. догоняем воловиков. хожу с кудом по лавозеру, кафе "чум". автобус; самолет в небе. сидим на вокзале. сергей перекрикивает резника. долго сидеть. будят, зовут смотреть северное сияние, потом еще раз. поезд, лимонад выпивают, отдали спальник.
8 - поезд, скучно, жарко. ем от нечего делать. катя покупает лимонад. меня гонят по полкам. утром таня узнала гутнер по носкам. сейчас гутнер и дрюль скопились на верхней полке (моей) и что-то делают. время от времени открывают окна. серегины ботинки. теснота, вечером 7 человек в купе. дрюль пел песни, соседнее купе тоже.

Александр Серков (на главную)