2009 Красноярск-Иркутск-Новосибирск. Хамар-Дабан, пик Черского (пеший, 5дн). Кругобайкальская железная дорога (пеший, 3дн).


Маршрут 1: Красноярск - заповедник Столбы - Красноярск (выезд без ночевки).
Маршрут 2: город Слюдянка - г. 2-й Голец - город Слюдянка (около 60км).
Маршрут 3: ж/д ст. Темная Падь - 149км КБЖД - 134км КБЖД - поезд - 100км КБЖД - ж/д ст. Уланово (около 25км).
Время проведения: июнь 2009.


С целью компенсировать 2008 год, когда мы почти никуда не выбирались, в 2009 мы решили отправиться в Большое Путешествие, в новые места, коими были выбраны города Красноярск и Иркутск и их окрестности. Под Красноярском - Красноярская ГЭС и заповедник Красноярские столбы. В районе Иркутска - Байкал, Кругобайкальская железная дорога, и вершина пик Черского в горах Хамар-Дабан. В городах жили на вписках. По кругобайкалке и на пик Черского были небольшие тур.походы.
Москва-Красноярск летели самолетом, дешевые авиабилеты вышли 8.5 тыс. руб. на всех. Остальное на поездах.
Снаряжение: комплект туристского (палатка, спальники, кухня, теплая одежда) - один туристский рюкзак, детские вещи - в багажных отделениях рюкзака-переноски, "мелочи" - один городской рюкзак. Онеге ровно 2 года, транспортируется в переноске. Ярославе ровно 4 года, ходит сама. По городам и в однодневные выезды берем только рюкзак-переноску. В походы ходим со всеми вещами, папа несет туристский и городской рюкзаки.
Время - с 5 по 28 июня. В том числе семь ночей и приблизительно четыре дня проведено в поездах дальнего следования (плацкарт и купе).

Сперва был условно-первый полет на самолете, что само по себе примечательно.

Затем Красноярск и добрейший человек Нина, приютивший нас на три дня.

Основан 1628, население 950тыс, и пр. и пр. (здесь лучше фото), красивый, свежий, живой город, "столичный" в хорошем смысле слова. Огромной ширины и мощи Енисей, стремительная серо-зеленая вода, холмы - предгорья Саян. Зелень, фонтаны, архитектурные ансамбли, исторический центр, общественный транспорт, уютные кафе.

Между прочим, железнодорожный мост через Енисей в Красноярске наравне с Эйфелевой башней получил гран-при всемирной выставки в Париже в 1900 году. А в 2007 порезан на металлолом, как свойственно нам.

  -- Красноярск, вид на мачту линии электропередач и провода. На заднем плане дома, но исторических зданий и сталинок не видно за новостройками семидесятых. Да они к тому же не совсем в этой стороне. Но виден Енисей и холмы за ним, среди которых в том числе парк Красноярские Столбы.
В общем, Красноярск есть совершенно замечательный город, которому я не могу петь похвалу лишь по неумению петь. Хочется сказать о нем так много, что не буду и пытаться. Мы его полюбили. В нем хочется жить.

  -- вид на плотину Красноярской ГЭС с левобережной смотровой площадки. Высота сооружения - 120м, в ближайшей части - водосброс, где во время спуска воды происходят грандиознейшие водопады, в дальней части белое здание собственно ГЭС. Место спокойное и атмосферное: гигантские сооружения, потрескивание проводов, прорастающая сквозь асфальт трава, тишина и безлюдность.

  -- судоподъемник - другая циклопическая достопримечательность. Устройство для перемещения кораблей через плотину. На зубчатых рельсах с шириной пути 8м, с поворотным кругом в середине маршрута.

  -- вид вниз по Енисею. Окружающие холмы - предгорья Саян, слева - наклонный путь судоподъемника. Внизу автомобильный мост трассы Красноярск-Абакан. (ходить по гребню плотины не позволяет русский бог).

  -- на ГЭС (которая находится в 40км от Красноярска, в 5км от его спутника Дивногорска) мы попали непросто: с утра искали пристань, а найдя, узнали, что кораблики ходят только по выходным; посетили вокзал, узнали, что электричка уже давно ушла; доехали до автостанции и увидели объявление, что автобусы в Дивногорск теперь ездят совсем от другого места. Мы решили не отчаиваться, и как только решили, возле нас материализовалась маршрутка нужного номера, в которую мы не замедлили залезть.
От Дивногорска до ГЭС мы взяли такси, и спасибо таксисту, без которого мы точно не нашли бы этой смотровой площадки.
В городе градусники показывали +30, но здесь вдоль реки был ветер и приятно. Перекусываем йогуртами. На смотровой площадке и в ближайшем лесочке прогуляли около двух часов, после чего вернулись на шоссе.

  -- в нац.парке Красноярские Столбы. В непосредственной близости от города - залесенные холмы высотой в пределах 500м. По асфальтовым дорожкам и по хорошим тропам вверх по лесу, пока внезапно не открываются вот такие виды. Чуть ниже этого места, где тропа уперлась в отвесную скалу, началась цивильная деревянная лестница с перилами. Приведшая к прилепленному к утесу домику с названием "уродник".

  -- основной достопримечательностью являются скалы-останцы, до 80м высотой, с более-менее отвесными стенами. Снизу оценить их сложно, но, когда внезапно выныривают перед тобой из-за деревьев, производят сильное впечатление.

  -- не будучи скалолазами, посмотреть по сторонам с вершин скал не имели возможности. Эта фотография дает представление о расстоянии до города. Впрочем, и на таком небольшом расстоянии, за время обратного пути был пятнадцать раз укушен клещами, что как бы намекает на пользу противоклещевых ядов. Все кроме меня были ими намазаны и потому неукушены.

 

 

  -- просто привал: семья в окружении скал и лиственниц.

Эта прогулка по горам закончилась внезапным выходом на верхнюю станцию канатного подъемника, и последовавшим бесшумным десятиминутным полетом над лесом с видом на Красноярск, и комфортным отъездом прямо в центр города на автобусе.

Потом, город Ангарск. Где ночлег и культурную программу нам предоставила знакомая по форуму Комаровского Катя и ее муж Влад, за что им большое спасибо! Гулять по городу мы не имели возможности, но для людей, интересующихся сталинской архитектурой или например трамваем, там есть на что посмотреть.

На следующее утро Иркутск.

Еще один добрейший человек, Наташа, с теплой квартирой, хранящей настроения путешественников.

Основан 1661, население 580тыс, и т.д.. Ангара, широкая и стремительная, сестра Енисея, только вода другого цвета: зелено-синего. Исторические здания, церкви, широкая зеленая набережная на правом берегу. (+ детская железная дорога). Город более тихий и уютный, спокойнее Красноярска.

Когда шел дождь, катались на троллейбусе, дети заснули у нас на руках, на окне косые струи воды, мы одни в салоне. Дорога по гребню плотины Иркутской ГЭС, низкие облака и ничего не видно.
Посетили нерпинарий - бассейн с дрессированными нерпами, толстыми, довольными и стремительными животными.

Электричка в сторону Байкала преодолевает перевал и спускается к озеру длинными петлями. Два туннеля. Долгое время пассажиры могут созерцать внизу гладь озера и поднимающиеся за ним первые высокие горы.

Пик Черского - ближайшая к Иркутску высокая гора Забайкалья. 30км от железной дороги, проста и популярна как маршрут выходного дня, то есть самое подходящее для нас.

  -- дети играют на поляне. Только это не городской парк, а сибирская тайга. В горах Хамар-Дабан. Что конечно нелегко вместить в голове. Т.е. нам, родителям, детям-то все равно.

  -- стоило нам подняться на перевал, и вот, наутро дождь и ничего не видно из-за облаков. Так что из рюкзака вытаскиваются куртки и свитера, которые за предыдущую неделю тридцатиградусной жары давали нам повод считать нелепым взятый комплект одежды. Но теперь одежда используется и все довольны. Тем не менее мы лишь немного гуляем по редколесью вокруг палатки, а в основном играем, раскрашиваем раскраски и чем-либо перекусываем.

  -- к вечеру распогоживается.

 

  -- по "старинному монгольскому торговому тракту" начинаем подъем в сторону вершины. Внизу метеостанция, приют и полянки, где стояла вчера наша палатка.

 

 

  -- на пик Черского мы вышли утром, оставив рюкзак на турбазе. (На турбазе были ее хозяева - пара с полугодовалым младенцем). Гора в правой части фото - и есть сам пик Черского. Мы не дошли до нее - развернулись назад на ближайшей от нее вершине, в связи с начавшимся стремительным ухудшением погоды.

  -- какая-то соседняя гора, в принципе такая же, как та на которой стоим.

     

  -- Александра и Ярослава на горной тропе. Вокруг бескрайние горы. Простор невиданных для нас размеров, не встречающихся в европейской части России. Снежники, летний снег - радость детям. Пока поднимаемся, в небе собираются облака, подчеркивающие глубину пейзажа, но предупреждающие о новой непогоде.

 

 

  -- сгустились облака и погромыхивает; мы торопимся вниз, как оказалось, очень вовремя, потому что сразу же по возвращении к метеостанции нас застигает дождь и дальше мы идем под проливными потоками воды. А когда дождь заканчивается, находим повешенный на дерево сундучок с конфетами!!!

(Ярослава, как и мы, согревается ходьбой. Мокрая одежда будет переодета вечером. Онега сидит в рюкзачке под крышей, подобрав под себя руки, и дремлет).

  -- подобных мостиков около десятка, но в двух местах потребовалось переходить речку вброд.

 

Протяженность 60км, набор высоты 1.5км, затраченное время: вечер - полный ходовой день - дневка (непогода) - полный ходовой день - утро. Ярослава всю дорогу шла пешком. Онега всю дорогу ехала в рюкзаке.
Бурундуки. Свежий след медведя на дороге после дождя. На пол-пути - полу-цивильное кафе-ларек. Мраморный карьер. И т.д.

Снова возвращаемся в Иркутск и проводим там еще день. Празднуем Яркин день рождения. Похолодало резко, и в горах, откуда мы только что спустились, лег снег. А мы отправляемся на берег Байкала, на Кругобайкальскую железную дорогу - памятник природы и инженерной мысли (см.). Построена в начале ХХ века, 80км вдоль берега Байкала, непрерывные мосты, туннели, выемки в скалах, полки, подпорные стенки - всего около 800 инженерных объектов, т.е. каждые 100м. Сейчас используется (почти) исключительно как экскурсионный объект, все туннели и мосты доступны для посещения.
От станции Темная Падь пешком до Старой Ангасолки и далее по берегу. Над озером волочатся тучи с дождевыми хвостами, пейзаж приобретает объем и выразительность.

  -- Саша с Онегой на берегу Байкала.

  -- дожди над Слюдянкой. Говорят, на Байкале исключительно солнечная погода, но присутствие одновременно петербуржца и львовянки может вызвать дождь даже здесь.

  -- характерное место. Многие мосты и все туннели отделаны крупной кладкой натурального камня, что очень их украшает.

  -- багаж на привале.

  -- внизу фото виден туннель, а если присмотреться, левее него за деревьями - второй. Некоторые туннели имеют повороты, некоторые - значительную длину (более полукилометра), так что нужен фонарик. В стенах встречаются ниши, в которые полезно заглядывать.

 

 

 

  -- вход в туннель прячется за деревьями. Между точкой съемки и этим туннелем помещается еще один туннель и железобетонная крытая галерея. Это к слову о насыщенности КБЖД объектами.

  -- иногда кто-то проезжает. Однажды даже поезд, запряженный парой паровозов.

  -- заснеженные вершины в облаках. С запада тянет непроглядные ливни.

  -- еще характерный пейзаж.

Кроме кое-как используемых, имеются и полностью заброшенные объекты. Есть туннель, одним концом обрывающийся в воду (был мост, но демонтирован), а с другой стороны выбитая полка перегорожена обвалом, так что остается узкая тропа по нагромождению камней. В этом туннеле мы остановились на ночлег, поставив палатку прямо под аркой туннеля, над обрывом над озером. Это совершенно уникальные свойства прогулок по КБЖД...

  -- мы садимся на экскурсионную электричку и проезжаем дорогу в обратном направлении, фотографируя из окна. В общем, круизы по кругобайкалке на поезде есть надувательство, ибо почувстовать ее можно только пройдя пешком, что учитывая небольшую длину - совсем несложно. Мы, правда, успели пройти только около трети дороги.
В солнечную погоду "открыточные виды" (зелено-голубая вода, горы, сосны-пальмы) банальнее и трогают меньше.

  -- тучи ушли, заснеженные вершины остались. Это середина июня...

 

 

 

  -- каменный мост, у подножия которого мы ночевали. Оставил средневековые ощущения.

  -- еще один вид на Слюдянку, именно между этих гор идет тропа на пик Черского.

После возвращения в Иркутск последовал долгий путь обратно по железной дороге. Для разбавления была предпринята полуторадневная остановка в Новосибирске.

  -- дети играют на набережной на фоне мостов через Обь.

  -- это в некотором роде обратная сторона путешествия: из трех недель почти целую неделю мы провели в дороге - самолет, поезда, электрички... Во-первых, к каждому переезду мы готовились - приобретали на поезд новые книжки, раскраски, пластилин... Во-вторых, наши дети привычны к поездам - мы каждый год несколько раз ездим Петербург-Львов и обратно. Но все равно от родителей требовались значительные усилия.
Обычно мы ехали в плацкарте, но на самый долгий переезд (Новосибирск-Москва) взяли купе, и, к счастью, оказались в нем одни.

Александр Серков (на главную)