2011 Стокгольм-Осло-Берген. Хардангер (пеший, 8дн)


Маршрут: ж/д ст. Мюрдаль - ж/д ст. Халлингскейд - изба Рембесдальсете - ж/д ст. Финсе (~70км).
Время проведения: 30.07 - 07.08.2011.


В общем это опять иллюстрированный рассказ о путешествии в семейном составе, с детьми четырех и шести лет, по нескольким городам Скандинавии на общественном транспорте, и еще 8 дней по горной тундре ногами.
(Вот путешествие прошлогоднее, вот позапрошлогоднее, и вообще.)
Пройденный пешеходной маршрут: ж/д ст. Мюрдаль - дорога Ралларвеген - ж/д ст. Халлингскейд - изба Рембесдальсете - ж/д ст. Финсе (около 70км). (Перейти к отчету о походе сейчас же).

Нам хотелось побывать в южной части Скандинавии. Поиск начали с википедии, со списка национальных парков скандинавских стран, и, ссылка за ссылкой, дошли до железнодорожной станции Финсе - наиболее высоко расположенной в Скандинавии (1222 метра над уровнем моря). Около нее нашлись достопримечательности: горная дорога Ралларвеген, Фломская железная дорога, водопады Кйосфоссен и Верингсфоссен, ледник Хардангерйокулен. Самым приятным было то, что это все окружают тысячи квадратных километров тундры, по которой мы так любим гулять. Было решено отправиться туда.
Средством передвижения является общественный транспорт, предпочтительно ночной. Загодя были куплены билеты до Стокгольма и обратные от Осло. Все остальное приобреталось во время путешествия, что давало определенную гибкость. Например, посетили город Берген, чего совершенно не планировали, и чему остались очень рады. Итоговый расклад по дням:
- ночь на пароме Петербург-Хельсинки
- день в Хельсинки
- следующая ночь на пароме Хельсинки-Стокгольм
- день в Стокгольме
- следующая ночь на автобусе Стокгольм-Осло
- утренний поезд Осло-Мюрдаль
- пешеходный поход Мюрдаль-Финсе (восемь дней)
- утренний поезд Финсе-Берген
- два дня в Бергене, ночевка в гостинице
- ночной поезд Берген-Осло
- два дня в Осло, ночевка в кемпинге
- ночной перелет Осло-Петербург (через Ригу)

Паром Петербург-Хельсинки ("Принцесса Мария") отправляется от "Морского фасада", нового пассажирского порта на Васильевском острове. Заплаченная за него цена - убитая экология Финского залива, убитый вид из окон для пятидесяти тысяч горожан, убитая архитектурная композиция набережной, созданная талантливыми советскими архитекторами (включая гостиницу Прибалтийскую и старый Морской вокзал). Взамен получен двухэтажный стеклянный сарай.

Хельсинки - очень красивый и своеобразный город. Хотя, повторюсь, почти про все виденные города я могу это сказать. Положив рюкзаки в камеру хранения, наугад гуляли по улицам. Дважды попали под сильный ливень и соответственно промокли.

Паром Хельсинки-Стокгольм воспринимается совершенно нейтрально. Могу сказать, что паром компании "Викинг-лайн" производит впечатление утилитарно-транспортное (в противоположность "Принцессе Марии", которая в некоторой степени круизная). Но может, это только так показалось. Вечером неплохой шведский стол.

Стокгольм


Стокгольм запомнился во-первых иссушающей жарой, во-вторых критическим недостатком времени на то, чтобы осмотреть что бы то ни было. При том что притягивающие взгляд объекты рассыпаны повсюду. Однодневного пребывания в городе хватило лишь на то, чтобы наскоро пробежать по старому городу и окрестностям железнодорожного вокзала. Особенно обратили на себя внимание: ажурный железный шпиль церкви Риддархольмен; бесшумно ездящие по мосту электрички; ужасно узкие улицы Старого города; и агрессивно цепляющий прохожих пьяный негр.

   
   

В ночном автобусе до Осло есть туалет, электророзетки и интернет. Дети спят, положив голову на колени родителям. Почти все пассажиры являются либо неграми, либо молодежью, либо и тем и другим.

И в Осло, и в Стокгольме автовокзалы соединены с железнодорожными и являются огромными по размеру комплексами построек, с лабиринтом помещений, переходов и эскалаторов. После целого дня в Стокгольме мы устали, и сон в автобусе не компенсировал эту усталость, поэтому вместо того чтобы гулять по Осло, мы берем билеты на утренний поезд до станции Мюрдаль.
Как раз летом 2011 года в Осло происходит масштабное обновление железнодорожного узла, и поезда здесь не ходят. Может поэтому, а может из-за раннего времени (6 часов утра), вокзал производит впечатление огромного, полутемного и пустынного. (В конце поездки мы были на этом вокзале уже полностью работающем, и выглядел он, конечно, совсем иначе). Отсутствие поездов в Осло компенсировалось так: по ж/д билету из Осло, в указанное время от платформы отправляется стайка автобусов, выгружающая пассажиров на той станции, от которой действует ж/д, где все и пересаживаются в подходящий поезд.
Поезд идет бесшумно. Ни чуф-чуф, ни тыгдын-тыгдын. Может подкрасться незаметно. Вообще здесь весь общественный транспорт ходит так. Двери открываются кнопочкой. Тоже во всех видах общественного транспорта.
Некоторые вещи мне как русскому не понять. Например, в поезде в щели между оконным стеклом и рамой нет грязи. Щель есть, а грязи нет. Почему у них - нет, а у нас - есть?
   
Железная дорога Осло-Берген сперва долго петляет среди лесистых холмов, полных выходов скал и водопадов, потом довольно резко поднимается на плато. Лес сменяется тундрой, слева и справа появляются снежники, наконец станция Финсе, и напротив нее из-за гор выползает несколькими языками Ледник, затем почти непрерывные туннели и галереи, и изредка видны озера внизу.
      -- вид из окна
Станция Мюрдаль находится в верховьях узкой горной долины, с обоих концов станции находятся туннели. Правильнее, с трех концов, потому что на этой станции к линии Осло-Берген примыкает короткая (20км) боковая линия на Флом, сейчас использующаяся как исключительно туристическая.
     
На станции мы перекусываем мороженым и начинаем пешеходную часть путешествия.

Насчет похода имелись сильные сомнения, поскольку четырехлетняя Онега еще ни в одном походе своими ногами не была. Год назад все-таки основным режимом передвижения являлось "у папы на плечах", хотя и был день, пройденный полностью ногами. В общем ожидания у нас были весьма скромные, поскольку, в отличии от Ярославы (которая как раз в возрасте четырех лет сбегала на пик Черского и обратно со скоростью взрослых), Онега не сильно прется от ходьбы как таковой.
Из этих соображений первая часть маршрута проходила по дороге Ралларвеген. По-русски ее часто неправильно называют "дорога рудокопов". Исторически это служебная дорога, использовавшаяся при постройке ж/д. Сейчас проезд по ней на автотранспорте (кроме квадроциклов) запрещен, и она используется в основном для вело-туризма. Гладкая и ровная, длиной 80 километров, проходит по красивой местности, начало на высоте 1200 метров, конец на уровне моря - идеал для однодневной велопрогулки. Пешком тоже идти одно удовольствие.
Не зная, чего ожидать от Онеги, мы решили, что в худшем случае (если она совершенно откажется идти), за неделю как раз протащимся от Мюрдаля до Финсе (это около 30км). В случае получше свернем с дороги в сторону ледника Хардангерйокулен и внимательно посмотрим на него снизу. Если будет совсем хорошо, то дойдем и посмотрим сверху во фьорд-Эйдфьорд. В таких случаях кроме дороги планировали передвигаться по размеченным туристским тропам. Карты были: 1) классически, советские генштабовские километровки 70-х годов, скаченные в инете, 2) бумажные пятисотметровки, купленные в магазине карт в Стокгольме. Никаких отчетов о пешеходных походах в этом районе мы не видели. Фотографии видели только про дорогу Ралларвеген.
Оказалось, что Онега идет хорошо. Не бежит, но не скучает, хотя иногда ворчит. Проходить получилось примерно 10-15 километров в день. Приблизительно два дня по дороге, остальное по туристской тропе. Тропа маркирована отлично - туры (каменные пирамидки) на расстоянии 50-100 метров друг от друга. В некоторых местах приходится пересекать снежники, сыпухи или (!) крутые подъемы с выходами мокрых скал (!). Во всех сомнительных случаях детей необходимо держать за руку, что сильно стесняет и взрослого. Поэтому, хотя маршрут и несложен сам по себе, туристам с детьми его можно рекомендовать только при наличии у них достаточного опыта. Например, от прохождения тропы на юг от избы Рембесдальсете мы решили отказаться, т.к. посчитали движение с детьми по ней слишком опасным.
Вообще, на тропе Финсе-Рембесдальсете встречалось очень много туристов, в том числе с детьми, но более старшими чем наши (от 12 лет).

Снаряжение


Палки, палатка, два спальника, простынка из быстросохнущей ткани, два котелка по 1.1л, нож, четыре кружки-миски-ложки, три листа "пены" (коврики), две газовых горелки, два газовых баллона по 450мл, ветрозащитная стенка для горелки, фонарик.
Замечение. Одна из горелок испортилась (сорвалась резьба), когда мы были на расстоянии двух ходовых дней от ближайшего жилья. Не будь запасной горелки, пришлось бы невесело!
Ремнабор - пуговицы, нитки-иголки-наперстки, стропа, сантех. скотч, булавки и пр. и пр. Коробки спичек в зип-локах в разных углах.
Одежда.
Взрослым традиционно: ходовая одежда - ботинки, шерстяные носки, джинсы, кофты. Если холодно - добавляются нательные штаны, теплые кофты, непродуваемые куртки. Вся одежда такая, чтобы согревать, будучи мокрой. Ручьи переходим вброд не разуваясь. На стоянках переодеваемся в сухой комплект (носки и кофты).
Детям был взят как бы аналогичный комплект (высокие зимние ботинки, вместо джинс - джинсовые полукомбинезоны), но вместо внутреннего комплекта из "флиса" были взяты колготки и кофты хлопчатобумажные, что глубоко неправильно и недопустимо, ибо эта одежда не греет мокрой и в полевых условиях не сохнет.
Замечание. Неподходящая детская одежда оказалась "ружьем, которое выстрелило", т.е. мы оказались в неприятной ситуации, из которой конечно же благополучно спаслись, но в следующий раз будем обеспечивать детям качественную одежду безусловно.
Еда.
Везли из России: два литра сушеного дома мяса, пол-литра сушеных дома овощей, два литра смеси гречи+рис, пол-литра булгура, почти литр "соевого мяса", пол-литра сахара, 0.5кг сгущенки, 1кг домашнего варенья, 4 пакетика пшеничной каши по 100г, 7 пакетиков супов "европек", два лимона. Кроме того: пол-литра оливкового масла, 0.5кг макарон, 0.4кг сухого молока, чай, хлебцы, изюм.
Питание было трехразовое - утром каша с молоком, днем суп, вечером каша с мясом. В походе ровно восемь полных дней. Мяса оказалось много (осталась почти половина), каш осталось две порции, все остальное было доедено как раз в последний день. Сластей и "перекусов" было чуть меньше чем хотелось бы, но в походе с детьми это болезненная тема. Считаю, что их (сласти и "перекусы", т.е. все то что можно есть просто так) нужно выбирать если не "невкусные", то по крайней мере "неудобные". Хорошо показали себя пересушенные сухари, горьковатая орехово-сухофруктово-лимонная смесь, варенье с косточками и веточками. Хуже - рассыпной сахар, сухофрукты. Совсем плохо - кусковой сахар, шоколад, сладкие печеньки (съедаются мгновенно).
Газа осталось приблизительно четверть баллона, его пришлось выкинуть т.к. возвращались самолетом.

День первый


По дороге от ж/д ст. Мюрдаль до озера Рейнунга-ватнет. Движение начали около 4 часов дня, прошли 3км.
От станции Мюрдаль около полукилометра по дороге чуть вниз, до выхода на Ралларвеген. Налево уходит серпантин вниз во Флом, направо - дорога на Финсе. Ущелье в сторону Флома видно плохо. Водопад Кйосфоссен не виден.
  -- один из "просто водопадов" и серпантин на Флом.
  -- первый привал. Вокруг озера Рейнунга-ватнет много разных домиков.
  -- от станции Мюрдаль в одном направлении уходит две дороги: верхняя - на Финсе и нижняя - на Флом. Обе дороги скрываются в снегозащитных галереях и вскоре затем - в туннелях.
  -- небольшой кусок ущелья в сторону Флома.
  -- внезапно гостиница с детской площадкой.
  -- железная дорога на Флом делает несколько петель, частично под горой, и показывается далеко внизу.
Палатку ставим на берегу озера, в метре от дороги, на небольшом ровном пятачке. Дальше начинается крутой, местами обрывыстый склон горы. Более крупные ровные площадки заняты домиками.

День второй


По дороге до озера Грондальс-ватнет (12км).
  -- так выглядит велосипедная дорожка Ралларвеген.
  -- следующее на нашем пути, озеро Селтуфт-ватнет.
  -- еще один привал. Впереди камень - "разбойничий замок".
Мы старались идти по 30-40 минут, после чего делали привал минут на 10-20. За один такой переход проходили максимум полтора километра (если по ровной дороге), часто - меньше. После трех или четырех переходов устраивали длинный привал (обед или просто долгий отдых). Заметно, что физически дети не уставали (на привалах носились и прыгали), но иногда к концу перехода младшей становилось скучно.
  -- водопад на ручье. Водопад низвергается из искуственного отверстия, за которым, вероятно, ГЭС.
  -- в некоторых местах дорога даже огорожена символическими перилами.
  -- железная дорога Осло-Берген, каменный мост на перегоне Халлингскейд-Мюрдаль.
  -- поезд Осло-Берген на том же мосту. Пересечение ж/д и Ралларвеген - двухуровневое, дорожка проходит в крошечном туннеле, прорубленном в скале.
     

День третий


По тропе до пересечения тропы Халлингскейд-Рембесдальсете и ЛЭП (12км).
  -- над каждым ручейком - каменный мост из огромных глыб.
  -- почти непрерывная галерея, перемежающаяся туннелями, над озером Грондальс-ватнет, на перегоне Мюрдаль-Халлингскейд.
  -- пассажирский поезд Берген-Осло на станции Халлингскейд. Станция не имеет обслуживающего персонала.
Здесь мы сворачиваем с дороги и идем по тропе сперва на запад, но за первой же развилкой строго на юг. Все развилки снабжены указателями, тропы непрерывно маркированы (от каждого тура виден следующий).
Предыдущие дни дети настойчиво требовали "потрогать снежник", сегодня это их желание удовлетворено.
 
    -- вид на север от небольшого перевала вблизи горы Грондальснутен.
  -- оттуда же вид на юг.
  -- привал под вершиной 1428м. Относительная высота над озером около 150м.
Вода во всех проточных озерах ледяная, а в небольших стоячих озерцах такая теплая, что хочется купаться, что мы и делаем.
 
  -- вечером приходится пересекать первый снежник, лежащий непрерывной полосой от озера до озера. Пройти приходится несколько десятков метров, но довольно круто и неприятно. (Потенциальные опасности: провалиться вниз (актуально возле краев), либо поскользнуться и скатиться на камни или в воду. Детей крепко держим за руку).
Затем еще два таких же снежника, и неглубокий, но протяженный брод через ручей.
  -- озера, снежники и постоянные каменные ступеньки небольшой но непреодолимой высоты делают местность трудно проходимой.
 
 
  -- палатка с девочкой в платьице в цветочках внутри. Дети раскрашивают раскраски. По вечерам родители читают им "Тома Сойера".

День четвертый


По тропе до озера Фоссеватнет (12км).
 
    -- длинные узкие снежники, хорошо видные на снимках из космоса, приурочены к почти отвесным ступенькам в несколько десятков метров высотой.
Внезапно полуизба-полуземлянка. Является частной собственностью, но предназначена для любого, кому может понадобиться. Печка, дрова, нары, посуда и минимальный запас провизии.
 
  -- как у многих норвежских изб, крыша покрыта дерном, что делает избу малозаметной даже летом.
Днем встречаем небольшое стадо свободно пасущихся овец.
Ближе к вечеру тропа снова усложняется: на этот раз не снежники, а каменные россыпи, по которым детям сложно идти - не хватает размаха ног, чтобы шагать с камня на камень, приходится поддерживать за руку.
Озеро Лангватнет является водохранилищем. С этой стороны озеро ограничено глухой бетонной дамбой, и имеет пробитый в скале канал для отвода излишков воды в ближайший ручей, сейчас сухой. (Позже мы заключили, что вода в водохранилище поступает из ближайшей реки по подземному туннелю длинной не менее километра). Примечательно, что никаких признаков цивилизации, дорог или брошенного строительного мусора, а равно колючей проволоки, не наблюдается.
Вечером, при подходе к озеру Фоссеватнет, навстречу из нижерасположенной долины вылезает облако и неторопливо, но стремительно накрывает нас густым-густым слоем. Онежка никогда не видела такого и пугается.

День пятый


По тропе до избы Рембесдальсете (4км, незапланированная остановка, т.к. отказались от дальнейшего движения вперед).
 
  -- озеро Рембесдальс-ватнет. Видны постройки Рембесдальсете. Белая полоса в левой части - язык ледника.
В избе можно ночевать (за довольно большие деньги, сравнимые с гостиницей), можно купить некоторые продукты в ларьке. Обслуживающего персонала нет, основный принцип функционирования - доверие.
Людей много. За пол-дня мимо прошли, так или иначе задерживаясь в ней, около двух десятков человек.
  -- вид на юго-восток от избы. Тропа пересекает всю видимую местность из нижнего левого угла в верхний правый. Мы прошли по ней около полукилометра, и развернулись там, где сочли, что не можем в должной степени обеспечивать безопасность детей.
Кратковременный сильный дождь несколько вымочил нас, но не избавил от желания двигаться вперед. Однако чуть позже встретились участки мокрых скал, обогнуть которые можно было лишь держась руками за кусты (или рискуя соскользить по ним несколько метров вниз). Что несложно и не слишком опасно само по себе, но практически неосуществимо, если не позволять себе отпускать детей, а отпускать не хотелось, ибо тропа проходит по крутому склону над озером и падение вниз может окончиться фатально.
Возвращаемся и ставим палатку недалеко от избы. Решаем, что на следующее утро Александра сделает радиальный выход, после чего мы идем в сторону Финсе. (До этого момента рассматривался вариант продолжения маршрута на юг, до Верингсфоссена, или на юго-запад, до Эйдфьорда).

День шестой


По тропе до горы Лурреггане (3км, полудневка).
Утром Александра отправляется по тропе одна, чтобы дойти до расположенной к югу от озера горы Молднутен и увидеть оттуда край Эйдфьорда.
       
     
  -- мостик над речкой. В общем все мостики выглядят так.
После возвращения мы отправляемся в сторону Финсе. Тропа начинается с крутого подъема на 300м вверх. Нижняя часть наиболее сложная, крутая и находится почти на грани наших возможностей. (Речь идет не столько о физических возможностях, сколько о мере риска, которую мы считаем допустимой для нас). Преодоление нижней части подъема общей длиной около пятисот метров занимает у нас около часа. В результате к вечеру проходим лишь около 3км.
  -- Фоссеватнет вблизи, Лангватнет позади.
  -- озеро Рембесдальс-ватнет.
Палатку ставим в неприютном месте, едва прикрытом каменной ступенькой от ветра. Тем не менее ночью приходится вылезать и собирать из камней минимальную ветрозащитную стенку.
   

День седьмой


По тропе до пересечения тропы Финсе-Рембесдальсете и речки из оз. Нута-ватнет (4км, незапланированная остановка из-за непогоды).
Сплошной дождь и сильный ветер в спину. Тем не менее выходим и идем, почти не отдыхая (холодно стоять в промокшей одежде), около трех часов. Опять встречаем компанию овец, вплотную окружающую нас. Это хорошо, поскольку например лично меня никогда раньше свободные овцы не обнюхивали. У всех на обоих ушах и шее висящие бирки, руководящая овца отмечена колокольчиком.
После трех часов дождя и ветра ресурсы детских организмов заканчиваются и они категорически и безотлагательно требуют тепла. Ставим палатку (практически в первом попавшемся месте), раздеваем детей догола и засовываем вдвоем в один спальник. И уже через пару минут они там толкутся и смеются. Это настолько волшебное превращение, что нельзя не порадоваться.
Тем не менее, вся ходовая одежда мокрая, а высушить детскую одежду невозможно (ибо не флис, а х/б). Надеть на них мокрую одежду теоретически возможно, но снизит как минимум их ходовые качества (а как максимум, здоровье).

День восьмой


По тропе до озера Финсеватнет (12км).
Дождь не прекратился. Надевать на детей мокрую одежду было нельзя, и оставить имевшуюся на них сухую тоже, поскольку это оставило бы их без комплекта сухой одежды вообще. Пережидать непогоду не годилось из-за дефицита продуктов и газа.
Было решено надеть на них взрослые нательные кофты из толстого полартека вверх ногами (т.е. вдеть детские ноги в рукава, а низ кофты закрепить на плечах булавками), а поверх надеть наружную детскую одежду (прилегающие к их рукам детские флисовые свитера подсохли, а джинсовые полукомбинезоны и куртки, остававшиеся мокрыми, оказывались теперь отделены от детей слоем греющей ткани).
Это оказалось абсолютно эффективным и не было высказано никаких нареканий на всяческую последовавшую непогоду, дождь и ветер.
Тем не менее это была ситуация, каких происходить не должно. (Даешь путешествия без приключений). И детям нужно снаряжение с такими же свойствами, как и взрослым. Это вышел хороший урок для нас.
 
  -- окрестности места стоянки
Переходим бурную реку, вытекающую из-под ледника, по высокому раскачивающемуся мосту. Перед основным руслом - боковые протоки, узкие но стремительные.
Детская стойкость вознаграждена, и вскоре после выхода со стоянки сперва пропадает дождь, потом возникают разрывы в облаках, а потом сквозь них начинает выглядывать солнце.
На берегу озера Ярка развлекается и кричит, и эхо отвечает ей издалека-издалека, другим голосом, через 4-5 секунд после крика.
Потом, по мере того как мы обходим Хардангерйокулен и оказываемся к северу от него, становятся видны сперва его отделившиеся фрагменты (ярко-голубого цвета, в отличии от снежников, имеющих сероватый или коричневатый оттенок), а потом он сам, спускающийся огромными полями в мутные озера, по которым плавают айсберги.
У фотоаппарата кончается батарея, и фотографировать приходится, о ужас, телефоном.
   
 
Перед тем, как тропа начинает спускаться в сторону станции, бросаем рюкзаки и бежим, чтобы потрогать хотя бы краешек ледника руками. Заглядываем в небольшой грот под снежником. В общем, делаем то что хотели.
Спуск к Финсе не очень высокий, но имеет несколько неприятных мест, в том числе, приходится опять пройти по сильно наклонному снежнику, с зияющими возле верхнего края щелями-пропастями. Ночуем уже за ручьем, на берегу озера Финсеватнет.

День девятый


По дороге до ж/д ст. Финсе (4км, закончили движение в 11 часов утра).
Утром очень сильный ветер (тяжело идти навстречу ему), сменивший направление на противоположное, на глазах затягивает небо тяжелыми облаками. Дети неохотно вылезают из палатки, но близость станции с обещанным мороженым (от одной мысли о котором становится холодно) тянет их вперед. За один переход доходим до дороги Ралларвеген и за следующий (два с половиной километра за переход, то есть почти в два раза резвее чем обычно) до Финсе. Ура!

Берген


Поскольку до обратного самолета в Петербург у нас остается четыре дня, мы решаем отправиться осмотреть город Берген, про который не знаем ничего (не смотрели загодя в интернете, как про все остальное), кроме того что это некогда столица Норвегии и вообще один из ее крупнейших городов.

Три часа в поезде, вокзал, гостиница, душ! (Ближайший к вокзалу инфоцентр был закрыт, т.к. воскресенье, но некоторые брошюры можно было взять в кассе. Оттуда были почерпнуты адреса гостиниц). Дальше два дня пешеходных прогулок. Новая трамвайная линия, открытая в 2010 году. Чистый и тихий вокзал (имея опыт жизни в России, где любой вокзал - рассадник зла, здешние с трудом укладываются в голове). В гавани возле рыбного рынка в центре города вода совершенно прозрачная (видно дно на глубине 4-5 метров) (ну, в это поверить просто нельзя). Район Брюгген с коридорами среди смыкающихся деревянных домов. Крепость Хаконсхаллен. Единственная в Норвегии троллейбусная линия. Фуникулер Флойбанен, нижняя часть проходит в туннеле, а возле верхней смотровой площадки темный и душистый еловый лес, из которого не хочется выходить.

  -- жилая и оборонительная башня XIII века (башня Розенкранца, крепость Хаконсхаллен)
  -- кораблики напротив нее
   
     
       
  -- вокзал
  -- центральный сквер
   
   
  -- пешеходный и велодорожечный мостик над дорогой
 
             
   
 
   
  -- на горизонте Атлантический океан
     
  -- отслужившие части фуникулера находят себе применение
 
 
  -- почему-то вспоминается Лего

Далее следует ночной поезд в Осло.

Осло


В Осло останавливаемся в кемпинге Экеберг. Он выгодно расположен (на холме, с видом на центр города, в пяти минутах езды на общественном транспорте), но в общем не самый чистый, и место под палатки мокровато.
Активно пользовались общественным транспортом. Брали 24-часовой билет на все виды транспорта (включая водный), любое количество поездок. Нигде нет никаких турникетов, в том числе в метро (просто отмечена линия, за которой "может быть контроль", но никого нет). Кондукторов, разумеется, тоже нет. Транспорт в основном низкопольный (кроме старых трамваев), двери открываются кнопкой, у некоторых дверей кнопки две (для обычных людей и для колясочников). На остановках показывается время до ближайшего рейса каждого маршрута.
 
Для видимой на фотографии дороги, идущей вдоль берега, уже построен дублирующий туннель. Дорога будет убрана и к набережной выйдет пешеходная зона. Я знаю другой город (не буду говорить названий, но это Санкт-Петербург), где гордятся тем, что вдоль всех берегов строят "магистрали непрерывного движения".
 
  -- а еще вдоль берегов расставлено десять тысяч парусных яхт.
По разным причинам темп посещения достопримечательностей несколько снизился. Оглядели ратушу. Побывали в мореходном музее. Прокатились по горной линии метро.
             
  -- мне кажется, это очень петербургский вид. ("Хоть по вкусу и не мед". Т.е. наоборот.)
Из примечательных едален - кафе Fyret. Где дают большое блюдо из разной рыбы, от которого начинаешь думать, что в Петербург рыбу привозят какую-то не ту.
К слову, почему-то даже сдобные булки в Норвегии такие, каких у нас не делают.

На этой трагической ноте заканчиваю.

Александр Серков (на главную)