2012 Финляндия, Иматра (2 вело по 2-3 дня)


Маршрут: Светогорск - Иматра - Лаппеэнранта - Брусничное (150км); Светогорск - Иматра - ЦБК Стора Енсо - Светогорск (70км).
Состав: Александр и Онега - "author compact" с велокреслом "hamax", Александра - "scott aurora", Ярослава - "gary fisher precaliber 20 girl".
Время проведения: июнь и сентябрь 2012.


Ярослава (7 лет) неплохо ездит на велосипеде. За это мы ей его купили (то есть, она научилась ездить на детском, и мы купили ей нормальный).
Онега (5 лет) не проявляет особенного энтузиазма в обучении, даже можно сказать сильнее: не ездит вообще никак, поэтому транспортируется в велокресле.
 
Мы поехали в Финляндию, потому что
а) там существуют велодоржки, а у нас не существуют (отдельные невнятные недоразумения не в счет)
б) там водители автомобилей подобны людям, а не обезьянам с гранатой
в) то, по чему едешь, там гладкое, а не как после атомной войны и потопа
г) вокруг того, по чему едешь, нет вольных психически неуравновешенных собак
Из снаряжения у нас детский велосипед и два взрослых, на одном велорюкзак, на втором детское велокресло. Ночевали мы в кемпингах и в гостинице, поэтому "походами" это можно назвать только с некоторой натяжкой.

От Иматры до Лаппеэнранты


От дома до станции мы едем по тротуару и через парк. Довольно медленно, поскольку на каждом перекрестке приходится спешиваться. В этом, кстати, маленькое но очень важное отличие в правилах дорожного движения в России и Финляндии: в России, если едешь по тротуару (формально это нарушение правил, но фактически разрешается), то для пересечения проезжей части по пешеходному переходу нужно спешиваться; в Финляндии, если едешь по тротуару, то он обычно совмещен с велодорожкой, и на пересечении с проезжей частью можно переезжать не слезая и при этом имеешь приоритет перед поперечным автотранспортом.
До Выборга на электричке-экспрессе. В Выборге на вокзале неизбежный для посещения подземный переход, на выходе из него - тяжелые двери и сразу за ними турникеты, словом, сделано все, чтобы возвращаться не хотелось. От Выборга до Светогорска на такси (велосипедистов в Финляндию едет много, и в расчете на них специальное такси - микроавтобус с багажником).
На границе велосипедистам не нужно стоять в одной очереди с автомобилями. Правда, несколько сотен метров вдоль очереди приходится ехать по проезжей части, что не очень приятно, учитывая маленького ребенка на собственном велосипеде. После прохождения обоих паспортных контролей (российского и финляндского) приходится около полукилометра проехать вместе с автомобилями, после чего сворачиваем на отходящую перпендикулярно грунтовку, чтобы ехать не по шоссе, а по местной дороге, почти без трафика. Еще где-то через километр начинается велодорожка.
Велодорожка тянется вдоль шоссе. Пересечения со всеми поперечными дорогами - двухуровневые: велодорожка ныряет в небольшие туннели. Через несколько километров среди деревьев появляются дома - это город Иматра.
Через Иматру протекает Вуокса, на которой ранее был водопад, а сейчас гидроэлектростанция, а на месте водопада искуственный водосброс, который летом открывают каждый день на несколько минут под музыку, чтобы люди любовались.
  -- водосброс в закрытом состоянии
  -- затвор водосброса
  -- сухое русло ниже водосброса
  -- мост над Вуоксой и отель
  -- обратите внимание на характер предупреждающей надписи: вставлять пальцы в розетку "не рекомендуется..."
  -- новое рукотворное русло реки упирается в здание машинного зала ГЭС
  -- отслужившие детали служат городскими скульптурами
  -- здание ГЭС
В здании ГЭС имеется музей. Экспозиция скромная, но интересная, много схем и несколько макетов станции в разрезе; крутится фильм о постройке этой ГЭС, и через стеклянную стену виден машинный зал.
  -- ГЭС с нижней стороны
После музея едем в кемпинг Уконниеми, где заселяемся в четырехместный домик (весь домик размером немного больше купе поезда). После обеда едем кататься по городу, вдоль берега Вуоксы и ко времени включения водопада.

Проехать до Лаппеэнранты нужно примерно 50 километров, раньше мы столько не проезжали, и сколько времени это у нас займет, пока неясно. Тем более что сперва мы едем в центр Иматры чтобы купить во-первых карту, во-вторых велоаптечку (вчера пришлось использовать имевшуюся).
  -- в Финляндии можно лежать на газонах
Днем жарко и едется не очень комфортно, особенно тем, у кого это первый велопоход. Особенно неприятно, разумеется, ехать в гору и против ветра, и почему-то таких участков большинство. Под гору ехать тоже не так приятно, как могло бы быть, поскольку, оказывается, у легкого ребенка меньше инерции, и замыкающему взрослому приходится все время притормаживать, чтобы его не обгонять.
Широкая ровная велодорожка ведет вдоль улицы; а улица неотличима от загородного шоссе, и неясно, то ли мы еще в городе, то ли уже выехали. Автомобилей очень мало. Перед пересечениями притормаживаем, оглядываясь по сторонам, но проезжающие машины (в тех редких случаях, когда есть), останавливаются и пропускают.
Мы делаем частые привалы, и как-то незаметно оказывается, что уже два часа дня, а Иматра, она то ли еще не закончилась, то ли закончилась только что, словом, ехать еще и ехать. В какой-то момент домики наконец кончаются. Вокруг переплетения шоссе и велодорожек, почему-то нигде никого нет, ни пешеходов, ни велосипедистов, ни машин. (Автомобильный трафик между Иматрой и Лаппеэнратной идет по автостраде где-то в стороне, ее шум слышен, но велодорожка идет в стороне от нее). Неправильно истолковав увиденное на карте, мы случайно сворачиваем с правильной велодорожки на боковую грунтовку, которая уводит нас севернее, в сторону берега Саймы. Через пару километров становится ясно, что едем не туда, но возвращаться тем же маршрутом не хочется, поэтому сворачиваем на совсем заросшую лесную дорогу.
Ехать по заброшенной лесной колее очень приятно, хотя иногда приходится останавливаться и перетаскивать велосипед через поваленные деревья, что, учитывая велокресло с ребенком, очень тяжело. (Правда, стволов немного). Впрочем, мне-то приятно (я уже много лет люблю "bike adventure"), а Ярка ругается, как пират, и обещает больше "никогда, никогда!".
Этой заброшенной лесной дороги оказывается всего около километра - после нее снова оказываемся на шоссе и продолжаем путь по запланированному маршруту - но она очень приятно разнообразила день, прошедший в остальном полностью по асфальту, и сделала его более гармоничным.
Вскоре шоссе, вдоль которого вела наша велодорожка, само привело нас непосредственно к берегу Саймы. Пиктограммы на карте обещали "поесть" и "искупаться", а время было уже более чем обеденное, и мы свернули по указателю. Правда, время было настолько более чем обеденное, что даже возникло сомнение, успеем ли мы до вечера добраться до Лаппеэнранты. С другой стороны, вечер еще когда, а отдохнуть хочется уже сейчас. Купаемся и едим мороженое.
  -- не знаю что это. Было где-то там
Далее велодорожка приводит нас в городок Йоутсено, что очень хорошо, потому что означает примерно половину пути. Вскоре после него велодорожка заканчивается, и приходится ехать по шоссе. Машин крайне мало, и все они объезжают нас очень аккуратно. Солнце скрылось, ехать становится хорошо. (Правда, оно скрылось в унылого виде пелене, и пару раз сверху падают капли). Неспешно вверх, расслабленно вниз, по шоссе - друг за другом, а по велодорожкам - вместе и болтая. Онега в велокресле завидует Ярославе, которая едет сама, и наоборот.
Перед самой Лаппеэнрантой дорога явно не соответствует карте - за прошедший с момента ее издания год успели построить новую развязку.
Близится вечер. Дождь так и не пошел. Тихо и пусто. Среди деревьев начинаются домики - Лаппеэнранта. Въезжаем на мост через Сайменский канал. (Канал связывает Сайму - внутреннее озеро Финляндии - с Финским заливом. После Зимней войны половина канала оказалась на территории России, что затрудняет его использование).
  -- вид с моста
Очень долго едем по территории города, по которой сложно понять, город это или не город, разве что на перекрестках появились светофоры. Дороги широкие и пустынные, светофоры оснащены во-первых кнопками, во-вторых фотоэлементами, следящими за тротуарами, т.е. останавливаться и нажимать на кнопки нам обычно даже не приходилось, зеленый свет загорался при приближении автоматически.
Плотно застроено только несколько кварталов в центре, но и там сравнительно пусто, мы без проблем едем по тротуарам (совмещенным с велодорожками). Проехав через город, останавливаемся в кемпинге Хухтиниеми.

Плана на третий день у нас не было, и мы решили ехать по дороге вдоль Сайменского канала, потому что в том месте, где мы пересекли его вчера, он весьма живописен. Это было скорее неверное решение, потому что дорога вдоль него представляет собой не слишком ровный грейдер со сравнительно унылыми пейзажами, ехать по которому больше одного раза желания не возникало.
  -- техническое сооружение на Сайменском канале - аварийный затвор
  -- Александра Назарова на Сайменском канале
  -- по рядом расположенному железнодорожному мосту следует поезд
  -- мосты через Сайменский канал
Мы едем через Лаппеэнранту на восток, к мосту через Сайменский канал, пересекаем его и следуем на юг по улице, идущей параллельно берегу. Возле ближайшего же шлюза останавливаемся на берегу канала и отдыхаем.
 
  -- шлюз и мост через Сайменский канал
  -- ворота шлюза
    -- автострада
    -- а это Ярослава рассекает среди шишек
Далее на юг хорошая дорога заканчивается. Начинается дорога без покрытия, причем на удивление не слишком ровная. Канал прямой и пустой, берега плоские, на противоположном берегу какой-то грузовой порт. Жаркое солнце, пот заливает глаза, в общем, никакого удовольствия. Делаем привал, отойдя за полосу деревьев, где начинаются какие-то поля.
Дорогу разнообразят разве что периодически встречающиеся шлюзы, и инженерные сооружения старого Сайменского канала, сейчас оказавшиеся в стороне от основного русла. (Водослив вот такого вида (другие экземпляры похожей конструкции в гугле)), или вот такой откатной мостик:
  -- откатной мостик на русле старого канала
  -- привал
Ближе к концу финской части канала имеется паром с ручным приводом. Представляет собой неидентифицируемое плавсредство, привязанное веревками к обеим берегам. Залезай и тяни куда хочешь. Оказалось, что для перемещения нас всех достаточно детских сил, что доставило целое море восторга.
    -- велопаром
Вскоре после велопарома следует длинный и крутой подъем на мост, по которому пересекаем Сайменский канал и движемся в сторону погранперехода. Между финским пограничным контролем и русским несколько километров унылой дороги, начинается какой-то встречный ветер, дети ворчат. Справа за деревьями темные мокрые скалы.
В Петербурге оказываемся уже ночью.

Всего проехали около 150 километров (а если учитывать дорогу по городу от дома до станции, то больше 160). Ребенок совсем не жаловался, даже можно сказать, проехал "легко", хотя раньше ничего даже близко подобного не проезжал (максимум были покатушки километров по 10-15). С другой стороны, в таком составе - когда один ребенок своим ходом, а другой в велокресле - мы движемся и медленнее, чем хотелось бы, и тяжелее.
Кроме того, оба ребенка очень ярко ощущают разницу между асфальтом и дорогами без покрытия. В России, где гладкого асфальта нет, маршрут для даже такого непродолжительного похода нам пока придумать не удалось.

От Иматры чуть-чуть на север и обратно


Второй наш выезд был еще проще, всего двухдневный, от Светогорска и до Светогорска. Первый день мы посвятили катанию по Иматре, а во второй поехали в сторону ближайшего соседнего городка Руоколахти, но успели лишь объехать обширную промзону Стора Енсо, после чего условно пообедали и повернули назад к границе.
  -- автомобильный и совмещенный мосты через Вуоксу
В Иматре мы остановились в гостинице Вуоксенхови, что на восточном берегу Вуоксы возле моста автомагистрали номер 6. Гостиница запомнилась тем, что в комплект к сауне прилагается просторная комната с креслами и столиками, где могут отдыхать те, кто из сауны вышел пораньше, например, дети.

Утром, выбравшись из гостиницы, направились по велодорожке на север. Вокруг - то же, что производило такое впечатление в прошлой поездке - то есть, непонятно что: то ли город, то ли лес: сплошная зелень, среди которой современные пятиэтажки или коттеджи. Велодорожки здесь не просто есть, а есть в таком же количестве, в каком тротуары и автомобильные части; подобно тому, как у нас есть две взаимопроникающие дорожные сети - для пешеходов и для автомобилей - в Финляндии есть три. И это не столица, а самые обычные населенные пункты - городки и окружающие поселки ("деревни" - ?, хотя, деревни в нашем понимании в Финляндии еще ни разу не встречались). (К слову о столице, в Хельсинки с велодорожками тоже все в порядке).
Мы едем совсем небыстро (редко быстрее 12-15км/ч, хотя в единичных случаях на спусках разгонялись и больше), кое-где на крутые подъемы поднимаемся пешком. Вокруг опять непривычно пусто, вероятно, потому, что в расчете на единицу населения здесь гораздо более густая дорожная сеть, и следовательно, плотность движения меньше.
Дорожка ведет нас, как уже сказано, по местности, похожей на лесопарк, с отдельными расставленными домами. На самом деле совсем рядом, отделенная от дороги холмом, лежит большая промзона, включащая целлюлозно-бумажный комбинат. Как и все остальное вокруг, он современный, чистый и - издалека - безлюдный.
  -- промзона
   
Наконец домики заканчиваются, велодорожка выводит к широкому шоссе и дальше идет вдоль него (параллельно ему на расстоянии в несколько десятков метров). Взгляд на часы говорит, что скоро пора обедать и поворачивать назад; мы не успеваем доехать до Руоколахти, но успеваем доехать до берега озера там, где заканчивается промзона.
  -- шоссе пересекает местный рукав озера Сайма по дамбе
Вниз к берегу ведет шоссе и вдоль него не оказывается велодорожки, приходится ехать по краю проезжей части. Доехав вниз до начала дамбы, останавливаемся. Съедаем перекус, глядя на промышленный пейзаж с одной стороны и озеро с далеким мостом с другой.
  -- мост в районе Руоколахти
    -- целлюлозно-бумажный комбинат
Промзона такая блестящая и аккуратная, словно макет или рисунок в компьютерной игрушке.
      -- а прямо под ногами здесь растут оранжевые пельмени
Отсюда неспешно вернулись в границе, заехав по пути в супермаркет.

В целом поездки доставили море удовольствия, новых впечатлений, и просто позволили взглянуть на Финляндию. С другой стороны, как сама Финляндия сравнительно дорогая страна, так и добираться до нее из Петербурга вчетвером с велосипедами на общественном транспорте тоже недешево, поэтому для отдыха по выходным нам она не подходит. С третьей стороны, в скором времени младшая дочь пересядет на собственный велосипед, и все опять изменится, поэтому стратегических выводов не сделать.

Александр Серков (на главную)