2012 Средиземное море, Турция (парусный, 6дн)


Маршрут: пос. Геджик - залив Фетхие и его ближайшие окрестности - пос. Геджик (примерно ~90 морских миль, ~170км).
Время проведения: 4.11 - 9.11.2012.


 
Рассказ об отдыхе с детьми на парусной яхте на Средиземном море.
По результатам наших предыдущих путешествий (как пешеходных (Сибирь, Финляндия, Норвегия), так и байдарочных и велосипедных) стал особенно очевиден тот факт, что дети своим ходом передвигаются медленно, а если их транспортируют взрослые, то те в свою очередь устают быстрее и в конечном итоге тоже передвигаются медленно. Размышления о различных способах решения этой проблемы привели к мысли о парусной яхте, которая едет сама и везет всех, кто в нее влез.
Исследование предмета показало, что во-первых яхты не обязательно такие дорогие, как нам их рисуют масс-медиа (небольшая яхта по цене сравнима с автомобилем, хотя и дороже), во-вторых, яхту вовсе не нужно покупать - ее можно арендовать. И аренда яхты ("чартер") - дело очень распространенное (например, на Средиземном море) и потому весьма простое, в общем незначительно сложнее бронирования отеля онлайн. Цена аренды яхты тоже оказывается сравнима с ценой проживания в гостинице, хоть и немного дороже, но ведь яхта, кроме места проживания, является также транспортным средством, а еще спортинвентарём. С учетом этого, путешествие на арендованной яхте уравнивается по стоимости с путешествием обычным транспортом и остановками в гостиницах.
За недельную аренду небольшой (10-метровой) парусной яхты мы заплатили 1000 евро (ноябрь 2012). За эти деньги мы имеем место для проживания (две двухспальных каюты, кают-компания с кухней, санузел), транспортное средство (парусная яхта имеет мотор, развивающий скорость порядка 9км/ч), и, наконец, инструмент активного отдыха (паруса), который при грамотном использовании дает даже больше скорости, чем мотор. Наконец, сама атмосфера отдыха на яхте ни на что не похожа.
Нам было все равно, куда ехать, поскольку мы решили, что первое совместное плавание все равно будет занято в основном знакомством с лодкой. Поэтому мы поехали в Турцию, где развит чартерный бизнес и высокий уровень сервиса. Лодку мы нашли и забронировали через интернет. Чтобы лодку дали, нужны соответствующие бумажки, их получением мы озаботились заранее.

Дорога


На дорогу Санкт-Петербург - Стамбул - Даламан и обратно, на четырех человек, у нас ушло 1000 евро. Заодно мы имели возможность хорошо погулять по Стамбулу и посмотреть на этот город, который ни на что виденное ранее не похож.
           

Яхта


Мы заказали яхту модели "Бавария 32". 32 - это длина в футах (примерно 10 метров). Мы выбрали ее, потому что это одна из самых маленьких (и поэтому дешевых) яхт, на ней всего четыре спальных места; гораздо больше яхт, сдаваемых в аренду, имеет шесть, восемь или даже десять мест. На наш взгляд, четырем взрослым людям на такой яхте может быть тесно, но для семьи из четырех человек - в самый раз.

Яхта выглядит вот так:
 
В задней части виден синий тент, он закрывает от солнца "кокпит" - место, где обычно сидят люди, если они не в каюте. Остальная поверхность палубы не слишком расчитана на то, чтобы на ней находились во время перехода, впрочем, детям как раз нравилось сидеть именно на палубе, на борту яхты, свесив ноги. На фотографии видны маленькие окошки, они дают достаточно много света, кроме них есть два световых люка в крыше. На борту висят несколько темных штуковин, которые вешаются перед причаливанием, чтобы яхта не стукалась бортами о соседние яхты или о причал. В передней части, перед мачтой, на палубе лежит резиновая надувная лодка - "тузик". На ней можно доплыть до берега, если яхта стоит не у причала, а на якоре. Также на ней можно плавать в свое удовольствие. Мы ею пользовались и нам понравилось, см. ниже.

Если подойти к яхте, видно следующее:
 
Самое яркое здесь - спасательный круг, конечно же. Кроме него виден кокпит, штурвал, синие скамейки, и справа на поручне висит навесной мотор для "тузика". В кокпите две скамейки, между ними имеется раскладной столик, который удобно использовать во время перекусов на свежем воздухе.

Вот еще одна фотография кокпита, (картинка-загадка "найди Онегу"):
 
Непосредственно рядом со штурвалом виден компас (черный полукруг), навигационные приборы (по смыслу сравнимы с велокомпьютером) - серые прямоугольнички (это их крышки). Внизу, ниже штурвала - органы управления двигателем. Ручка газа, такая блестящая, чуть правее и выше центра штурвала. В общем управление яхтой под мотором крайне простое (проще мотороллера): кнопки "вкл", "выкл", ручка газа и штурвал.

Вот вид кокпита с другой стороны:
 
Столик разложен и дети заняты тетрадкой.

Общий вид кокпита с борта яхты:
 
В глаза бросаются веревки, их много и с ними нужно быть знакомыми, об этом ниже. В левом нижнем углу закрепленный на палубе ящик, в котором аварийный спасательный плот.
Из кокпита короткая крутая лестница (в три ступеньки) ведет вниз, внутрь яхты, и приводит в кают-компанию, совмещенную с кухней. В ней два диванчика и раскладной стол по центру:
 
А также кухня (на фото справа) и "штурманский столик" (на фото слева):
 

Кухня представляет собой закуток, в котором есть газовая плита с двумя конфорками и духовкой, холодильник, мойка, и шкафчики для еды и посуды.
 
Набор кухонной и столовой посуды нас приятно удивил: комплект кастрюль, сковородок, разных тарелок и мисок, вплоть до тёрки, ножа для овощей, и подставок для яиц. Это более богатый набор, чем то, что встречалось нам ранее в гостиницах и кемпингах.
Вода в мойке пресная. Пресная вода берется из встроенного бака, объемом 150 литров. Изначально бак заполнен водой, по мере путешествия воду можно доливать во время остановок в оборудованных маринах.

Напротив кухни в кают-компании находится штурманский столик:
 
Как следует из названия, это рабочее место "штурмана" и вообще угол, где сосредоточены разные яхтенно-ориентированные принадлежности: рация, электрощиток, навигационный компьютер. (Навигационный компьютер - накрытая серой крышкой вертикальная штука на столе; мы её не включали). На фото на столике карта, на сиденье рядом - спасжилет. Столик является крышкой плоского ящика с разными линейками, карандашами и лоциями; также можно видеть, что основание столика суть тумбочка с дверцей. Вообще, на яхте почти всё является ящичком или шкафчиком: общий дефицит места приводит к тому, что имеющееся используется очень эффективно. Почти все стенки и секции пола можно приоткрыть, и в полости что-то лежит, или можно положить.

Состояние кают-компании во время стоянки:
 
Понечки, карандаши, книжки, орешки, полотенца и брошенные спасжилеты, ноутбук (перед поездкой мы купили дешевый беспроводной модем с роумингом и каждый вечер на стоянках у нас был интернет). На борту есть розетки, но электричество в пути берется из аккумуляторов. Если яхта ошвартована в марине, можно подключить ее к внешнему источнику электричества (воткнуть приделанный к яхте штепсель в розетку на причале), и тогда на яхте имеется 220 вольт. (Правда, плохие: у нас в последний день сгорел блок питания ноутбука).

На яхте есть совмещенный санузел: туалет, который можно использовать как душевую кабину:
 
Туалет "прокачной": следует ручным насосом накачать забортной воды, потом сделать в унитаз свои дела, потом переключить рычаг и тем же насосом выкачать содержимое унитаза в специальный бак для нечистот. Бак для нечистот нужно отдельно опорожнять: либо выливать в море, но только если находишься в открытом море далеко от берега, либо выкачивать на специальной насосной станции. Дети довольно быстро этот туалет освоили и справлялись с ним самостоятельно.

Кроме кают-компании и туалета, на яхте имеется две спальных каюты - носовая и кормовая. В носовой каюте треугольная двуспальная кровать, которую дети увидели загодя на фотографиях и сразу же пообещали спать исключительно на ней. Поэтому в нашей поездке дети спали именно здесь. В потолке каюты - световой люк, через который при желании можно вылезти на носовую часть палубы. На данном фото люк прикрыт "тузиком", лежащим на палубе, поэтому в каюте темно:
 
Кормовая каюта меньше, в ней лишь достаточно места, чтобы одному человеку раздеться стоя и лечь на (двуспальную) кровать. В общем, эта каюта годится лишь для того, чтобы в ней спать:
 

Кроме того, из кают-компании и из кормовой спальной каюты, отодвинув соответствующие стеновые панели, можно получить доступ к двигателю. Двигатель стационарный, дизельный, при работе шумит, дает электричество и горячую воду, обеспечивает скорость до 5-6 узлов (9 километров в час), потребляет очень мало топлива. Перед включением проверяли уровень масла. При включении смотрели на цвет выхлопа и слушали плеск воды. Масла нам налили выше верхней отметки и оно подтекало, но больше никаких проблем с двигателем не было.
Из кокпита, приподняв сиденье, можно получить доступ в грузовое отделение, где сложены канистры с запасами топлива и масла, запасные веревки и пр.
В интернете мы прочитали, что "старые яхты - убитые", т.е. в них много неисправностей. Наша яхта была 2004 года (но паруса и такелаж "обновлялись") и в каталоге чартерной компании числилась "старой", но мы были совершенно довольны ее состоянием. Все многочисленные замочки были исправны, в туалете не пахло, двигатель заводился без проблем.
Также нам очень понравился сервис и общение с работниками чартерной компании. Когда мы принимали яхту, то очень волновались, что и как проверять. В результате, сперва нам дали какое-то время (полчаса) изучить яхту самостоятельно, потом пришел сотрудник компании и продемонстрировал нам функционирование почти всех устройств. (Примерно так: "двигатель включается так: эта кнопка, теперь эта. (делает). вот, двигатель работает. чтобы выключить его, нажимаем сюда. (нажимает). двигатель глохнет. понятно?"). В общем, похоже, чартерная компания реалистично представляет себе уровень компетентности своих клиентов.
Чартерная компания, с которой мы имели дело - E.G.G. Charter. Качество предоставленной лодки и уровень сервиса произвели самые благоприятные впечатления.
Мы нашли ее в интернете при помощи компании-посредника charterpartner.ru. Компания-посредник находит удовлетворяющую яхту среди всевозможных чартерных компаний и в общем обеспечивает коммуникацию. Уровнем работы этого посредника мы тоже остались очень довольны.

Стоянки и переходы


Когда мы пришли на яхту, на столе в кают-компании нас ждала бутылка вина и глянцевый журнал "перечень ресторанов на прилегающем побережье, сводка на 2012 год". И это исчерпывающе описывает стиль семейного отдыха на арендованной яхте. (О каком-либо "спортивном туризме" и даже об "активном отдыхе" говорить становится все сложнее и сложнее). Мы не имели спланированного маршрута, потому что попросту не могли ничего планировать, не имея опыта хождения на яхте вдвоем и с детьми; очевидно было, что мы будем лишь тренироваться выполнять элементарные операции. Поэтому, мы все время провели, передвигаясь от одного прибрежного ресторана к другому.
В начале ноября конец яхтенного сезона, но рестораны еще открыты. Рестораны рассчитаны исключительно на отдыхающих яхтсменов; они расположены в удобных бухтах, где легко остановиться яхте. Обычно кроме ресторана, никакой жизни в этом месте берега нет. Возле ресторана может иметься, а может и нет, электричество, туалет, и вода.
Кроме ресторанов, в населенных пунктах есть марины. Марина - это морской аналог кемпинга: кафешки, магазинчики, мусорники, туалеты, душевые, прачечные. Посыпанные песком дорожки и простые детские площадки. Имеется пресная вода и электричество на причале, к которым можно подключить свою яхту.

Ресторан "Номад": одноэтажный павильон, деревянные причалы, вокруг зеленый лес.
  -- (слева наша яхта)

Ресторан "Каракаорен": здание с террасой на берегу. Причала нет, яхта ошвартована к бую, до берега добираться на лодке - "тузике" или подзывать работника из ресторана:
 

Марина в Геджике - несколько сотен яхт (и это только одна из здешних марин):
     

В марине. На первом этаже кафе, на втором - офис чартерной компании. Справа дети бегают вокруг оливкового дерева:
 
  -- пальмы пробиваются из-под земли, похожие на гигантские ананасы
  -- алоэ такого размера, как у нас сирень

День проходил примерно так: просыпались, готовили себе завтрак (взрослым чай, детям молочную кашу), гуляли по берегу, потом выходили в море и переходили к следующему ресторану, где ужинали. Кормят вкусно и очень обильно. Мы приходили в ресторан вчетвером, заказывали всего два блюда, и нам приносили столько, что почти никогда не удавалось доесть - и это вчетвером и с учетом свежего воздуха и отсутствия обеда. Про замечательные вкусовые качества я уже сказал. Возможно, это всё связано с тем, что рестораны закрывались в связи с концом сезона и нужно было скормить клиентам все запасы.
В ноябре здесь рано и резко темнеет (в пять - половину шестого), в это время уже совершенно необходимо быть на берегу. Светает примерно в шесть-семь утра, обычно в это время мы спали. Все время нашего плавания была очень хорошая (тихая) погода, поэтому в те дни, когда у нас были сравнительно длинные переходы, мы могли просто остановиться (убрать паруса) и перекусить, никуда не заходя и ни к чему не приставая.
Отход и подход к берегу осуществляется под мотором, а в остальное время мы ходили под парусом, что, учитывая слабый ветер и слабый опыт, получалось довольно медленно (с другой стороны, торопиться нам тем более было некуда). Обычно мы не просто двигались "из пункта А в бункт Б", а подплывали к местам, которые нам казались красивее, крутились между островками и т.п.
Тут стоит сказать о том, сколько усилий требуется для управления яхтой, будучи вдвоем и с двумя детьми на борту. Наблюдения сложно обобщить, потому что, как уже сказано, у нас была очень хорошая погода, никто (почти) не страдал от морской болезни (дети не страдали ни разу), и вообще никаких нештатных/неожиданных ситуаций за поход не случилось.
Когда яхта идет под мотором, для управления совершенно достаточно одного человека. Второй в этот момент может мыть попу ребенку, готовить бутерброды, любоваться картой, давать ценные указания рулевому, в общем делать все что угодно. То же можно сказать про состояние, когда яхта идет под парусом, не делая поворотов. Рулевой стоит за штурвалом и при необходимости легонько его крутит, все остальные заняты отдыхом пляжного типа.
    -- дети играют в кокпите
  -- дети отдыхают на палубе
  -- яхта идет под парусом, поэтому крен.

Когда яхта идет под мотором, или под парусом при попутном ветре, она расположена ровно (без крена); если она идет под парусом навстречу ветру или боком к ветру, начинает появляться крен, иногда довольно сильный. При крене незакрепленные вещи внутри яхты разъезжаются (поэтому все нужно убирать), карандаши укатываются к краю стола. Сам по себе крен не вызывал у детей недовольства, но недовольство вызывало резкое изменение крена при поворотах, особенно случаи, когда сильный крен сменялся с одной стороны на другую. Такое случалось несколько раз и каждый раз дети отмечали это событие возмущенными воплями, которые, впрочем, оставались без ответа.
 
    -- рулевой скучает, дети гуляют по палубе

Несколько сложнее дела обстоят при отходе от берега и причаливании (швартовке). В этот момент от рулевого требуется достаточно точно заехать или отъехать от нужного места, не задев соседей (любой водитель может вспомнить историю своего обучения), а второму человеку нужно закрепить (или наоборот, отвязать) все нужные веревки. Поскольку за поход у нас было всего семь подходов-отходов от берега, мы не успели найти оптимальное распределение обязанностей при швартовке. Все швартовки были для нас довольно стрессовыми, но, с другой стороны, никаких фактических неприятностей или ошибок не произошло. В общем, для того, чтобы нормально подходить и отходить, нужен опыт, и это естественно, что пока его только приобретаешь, его еще нет.
Обратите внимание на расстояние до соседних яхт: его просто нет, яхты стоят вплотную.
 
  -- соседний ряд яхт
Швартоваться у ресторана гораздо проще: в это время года нет необходимости становиться вплотную к соседям, а работник ресторана неизменно выходит на причал, чтобы помочь закрепить веревки.
  -- наша яхта у причала ресторана

Как уже упоминалось, при выдаче лодки у клиента спрашивают некоторую бумажку-лицензию. Лицензии международного образца (в России, разумеется, они не действуют) можно получить, пройдя курс обучения, которых предлагается довольно много, в России в том числе. Идея попробовать парусную яхту в качестве способа путешествия и отдыха возникла у нас почти два года назад. Начали мы с того, что записались на такие курсы обучения.
На курсах дается очень много новой необходимой информации. Теоретическая информация - начиная с яхтенной терминологии и общей логики поведения (например, на яхте "Бавария 32" в кокпит с разных сторон приходят одиннадцать разных веревок, и, очевидно, необходимо знать, как они называются и для чего нужны), заканчивая морским аналогом правил дорожного движения ("МППСС") и метеорологией. Практическая - как, за что и когда тянуть, или наоборот, не тянуть. Практические курсы проходят на борту яхты в море.
Я проходил обучение у Федора Дружинина и Александра Подсветова. Курс включал вечерние лекции в офисе и две недели на яхте в Балтийском море в мае-июне 2011 года, в том числе поход от Хельсинки до Выборга.
Александра проходила обучение у Виталия Щетинина в феврале-марте 2012 года, две недели на Средиземном море, в районе Мармариса.
Мы с чистой совестью можем их всех порекомендовать.
Очень правильным было решение учиться у разных людей и в разных местах, потому что почти все в этих школах было разное: от того, чему уделялось больше или меньше внимания в теоретическом курсе, и до того, что совершенно разными были яхты (и поэтому приобретенный практический опыт). Например, в одной школе швартовались всегда носом, а в другой всегда кормой; в одной у яхты был грот, поднимаемый фалом, а у другой - закручивающийся внутрь мачты, и так далее (даже туалеты были разные). Мы выбрали учиться в разных местах именно из соображений полноты курса, т.е. чтобы избежать возможных перекосов при подаче материала внутри одной школы, и по результатам объем различий между моим и Александриным опытом даже превзошел ожидания (то есть как на разных планетах учились, натурально).
Конечно, за две недели обучения спортсменом не становишься, но, в общем, несколько поднимаешься над уровнем матроса Фукса, который, напомню, в ответ на команду "набить грот" "посмотрел этак растерянно - и давай все подряд запихивать в кубрик".
В общем, то, что нужно делать с парусами, и как это делать, рассказывают как раз во время обучения в яхтенной школе, и я не могу это пересказывать. Тот факт, что существует немало яхтсменов-одиночек, и еще больше ходящих вдвоем семейных пар, свидетельствует, что все операции с парусами можно производить и в одиночку, и вдвоем. Во время нашего плавания почти все операции (постановку, уборку, взятие/отдача рифов, поворот оверштаг) удавалось сделать без проблем (один из взрослых стоит за штурвалом, второй шевелит парусами), поворот фордевинд мы делали реже и не успели придумать, как выполнять его быстро.
  -- это сертифицированный капитан
  -- это тоже капитан, но в данном случае так, рулевой
Все эти операции требуют физических усилий, не чрезмерных, но немалых, в общем таких, в которых дети совершенно не могут помочь. Поэтому дети не принимали никакого участия в управлении яхтой.
Работа с парусами была одним из наиболее интересных для нас элементов поездки. Но, поскольку она полностью занимала нас обоих, фотографий этих моментов почти совсем нет.
  -- Александра поднимает грот. "Так, что это за веревочка?.. У нас такой не было".

Про технику безопасности. По опыту водных походов у нас есть не "привычка", а ненарушаемое правило находиться на воде в спасательном жилете. Перед этим походом мы договорились с детьми, что без спасжилета можно находиться только в следующих случаях: а) внутри яхты, б) в кокпите, если читаешь книжку сидя попой на скамейке, а яхта идет без крена. Когда шли с креном, или если детям хотелось играть в активные игры в кокпите, дети надевали спасжилеты. Взрослые все время были в спасжилетах.
  -- играть в кокпите в спокойные игры разрешали без спасжилетов

Кроме спасжилетов, средством обеспечения безопасности являлись обвязки. Обвязка пристегивается стропой к перилам (имеется в виду не ограждение, а такой трос, лежащий на палубе). Таким образом ребенок страхуется от того, чтобы потеряться, если выпадет за борт. Вылезать из кокпита на палубу детям разрешалось только пристегнутыми; дети восприняли это спокойно, и много времени проводили, отойдя от родителей подальше и сидя на борту, свесив ноги. Родители при этом могли не волноваться, что кто-нибудь выпадет за борт, потеряется или утонет.
Взяв за страховку, ребенка можно поднять в воздух, он висит и хохочет.
На следующих фото, желтые стропы - страховка. Они пристегнуты к едва заметному белому шнуру (это трос в пластике), протянутому по палубе от носа до кормы. Можно ходить вдоль всего борта, оставаясь пристегнутым.
   
 
  -- Ярослава дошла до носа лодки, пристегнутая
Пристегнутые дети осознавали себя троллейбусами.
Примерно половину времени дети проводили снаружи, половину внутри. Снаружи - в кокпите читали книжки, или сидели по палубе, либо болтая, либо погруженные в свои мысли. Внутри дети обычно рисовали в тетрадках, делали задания из книжек, или читали сидя за столом. (Или ели). Очень сильно помогает тот факт, что детей двое, у них небольшая разница в возрасте, и они прекрасно занимают друг друга самостоятельно, и не требуют родительской помощи в большинстве бытовых вопросов. До поездки опасения вызывал туалет с прокачным унитазом, но дети освоили правила пользования им быстро.
  -- во время перехода. Задумчивая Онега одна в кают-компании. "Кто я? Откуда я? Куда я сижу?"

Можно добавить, что за все время нашего путешествия мы не видели никого, кроме нас, кто был бы в спасательном жилете (не говоря уже про страховку). Тем не менее спасжилеты, обвязки и страховочные перила входили у нас в комплектацию яхты.

Маршрут


Весь пройденный нами маршрут представляет собой плавание туда-сюда возле городка Фетхие. Начало и конец в поселке Геджик (Gocek, иногда транскрибируется как Гечек, Гёчек, Гёчик), где расположена чартерная компания, в которой мы брали яхту. Так как яхту мы получили во второй половине дня и в море выходить в этот день не стали, всего дней с переходами у нас было шесть. Всего мы прошли примерно 90 морских миль (170 километров); общее ходовое время около 36 часов, что дает среднюю скорость меньше трех узлов (то есть 5 километров в час, как пешеход). Низкая скорость обусловлена как слабым ветром, так и слабым опытом, в общем, есть куда расти.
Геджик - совсем небольшой поселок, в две улицы, сосредоточенный на обслуживании яхтсменов. В нем несколько марин, количество одновременно находящихся яхт явно превышает количество постоянных жителей поселка.
  -- Геджик, вид с моря

Залив Фетхие представляет собой залив прямоугольной формы, вдающийся в сушу миль на десять, шириной миль семь. В глубине залива в одном углу находится Геджик, в другом - Фетхие. Вдоль западного берега лежит цепочка островов, образуя хорошо защищенную, почти обособленную акваторию, под названием Скопеа, почти такой же длины, как и залив Фетхие, шириной милю-две.
  -- вид поперек залива Фетхие
  -- вид поперек залива Фетхие в противоположном направлении. Слева можно разглядеть населенку Фетхие.
  -- вид с холма на залив Скопеа. Открытое море лежит за грядой островов
  -- залив Скопеа и холмы в районе Геджика
Скопеа рекомендуют для семейного отдыха, потому что там можно переждать любую непогоду. Нам кажется, долго в Скопеа делать нечего, потому что это залив очень маленький (масштаба гребной байдарки, а не яхты).

Только один раз мы вышли из залива Фетхие и продвинулись чуть на восток, в сторону залива Олюдениз и острова Гемилер. Вид берегов в этой стороне меняется, здесь находится крупная гора Бабадаг, с которой любят стартовать парапланеристы.
  -- остров Гемилер
  -- гора Бабадаг в утренних лучах солнца
  -- отроги горы Бабадаг

Далее наш маршрут день за днем.

1. 4 ноября, воскресенье.
Gocek - Tomb Bay (Геджик - ресторан "Номад") (10 миль). Выход - 10:30, стоянка - 16:30 (всего в пути 6:00).

Сперва было безоблачное небо и почти жарко (где-то +20...25). В самом Геджике ветра не было совсем, мы вышли под мотором ближе к центру залива Фетхие и там ставили и убирали паруса и выполняли повороты. Потом зашли в залив Скопеа, где ветра не стало совсем, выпили чаю с бутербродами, остановив яхту посреди залива, потом подошли и остановились в бухте Томб Бэй у причала ресторана "Номад". По прямой от выхода из Геджика до ресторана "Номад" 10 километров, а мы прошли 10 миль (18 километров), потому что выходили к центру залива Фетхие, где был ветер.
 
    -- на вечерней стоянке

2. 5 ноября, понедельник.
Tomb Bay - Karakoren (Ресторан "Номад" - ресторан "Каракаорен") (15,36 мили). Выход - 10:30, стоянка - 16:30 (всего в пути 6:00).

Утром мы пошли гулять по лесу, чтобы дойти до гробниц - древних искуственных пещер. Гуляли по лесу примерно полтора часа, но до гробниц не дошли, поскольку пропустили нужный поворот и поднялись не на тот отрог. Сухой сосновый лес, постоянно выходы скал. Много комаров - настолько, что причиняли дискомфорт во время привалов! Комары стали неожиданностью.
  -- вид на море и залив Скопеа со склона холма
    -- сосны и сухая трава
 
Вернувшись на яхту, перекусили и отчалили. Очень слабый ветер; выйдя из залива Скопеа в залив Фетхие, поставили паруса и целый час плелись со скоростью не более одного узла. Слева и справа было заметно еще несколько яхт в таком же состоянии. Потом стало чуть лучше, побежали со скоростью узла четыре, пробежали поперек всего залива Фетхие, вышли из него и зашли в бухту Каракаорен, что недалеко от острова Гемилер.
  -- идем через залив Фетхие. Впереди вершина Бабадаг.
  -- смотрите где я! смотрите что у меня есть!
Незадолго до того, как повернули в бухту, ненадолго направились в открытое море. К вечеру ветер услился узлов до 6-8, и плыть навстречу такому ветру было приятно и весело. У детей при этом первый раз от крена укатились карандаши.
  -- рулевой
В бухте Каракаорен у ресторана нет причала. Мы не сразу разобрались, что нужно сделать, но к нам подплыл работник ресторана на моторке и показал, куда и как становиться. Опять же, нам было немного нервно, так что, когда наконец закрепили яхту к бую, плюхнулись в кокпите и минуть десять расслаблялись да успокаивались. Чтобы добраться до ресторана, мы спустили "тузик" и проплыли от яхты до берега, гребя веслами. Вылезая на берег (уже в темноте), Онега провалилась по колено в воду. А в ресторане было много кошек, все они пытались залезть нам на колени и неоднократно преуспевали.
Обратно гребли по недподвижной зеркальной воде, в которой отражались звезды, млечный путь и огонь на верхушке мачты. Это необычно и запоминается. Если сравнивать с ожиданием вечернего трамвая в ноябрьском Петербурге, то просто другой мир.

3. 6 ноября, вторник.
Karakoren - Gemiler - Fethiye (Ресторан "Каракаорен" - остров Гемилер - Фетхие) (21 миля). Выход - 9:10, стоянка - 16:40 (всего в пути 7:30).

  -- гора Бабадаг
  -- видна терраса ресторана и соседние припаркованные яхты (это вид утром, когда проснулись)
Сперва мы под мотором обходим остров Гемилер. В районе него к нам подплывает продавец на лодке и мы покупаем пару булочек и немного фруктов. Соотношение цена/качество невыгодное, но прикольно. Перекусываем и пьем чай на ходу.
  -- утренний перекус
 
      -- берега в районе острова Гемилер
Потом мы отходим подальше в море в надежде найти ветер, но его там все равно немного. Тем не менее ставим парус и идем обратно в залив Фетхие, и далее к городу Фетхие. В результате в этот день получается самый большой переход, мы вдоволь упражняемся в поворотах и даже вспоминаем навигацию. (Продолжительная работа с картой - единственная ситуация, в которой начинало укачивать). Ставим яхту возле причала "Яхт классик отель", заправляемся пресной водой, моемся в душе, ужинаем в ресторане.
("Ставим яхту" звучит просто, а в процессе это означало полчаса стресса, потому что это была первая в жизни швартовка в марине без спасательного инструктора на борту. "ты видишь нужный причал? нет. а это что за буйки? нет, на карте всего два отмечено. ага, вот этот понтон относится к соседней марине, а нам дальше. нет, там уже кто-то стоит. нам наперерез идет вот эта яхта, давай ее пропустим и подумаем еще. ага, нам наверное туда. там очень узко. как туда пройти-то? давай посмотрим что они будут делать. ага, они становятся вот так. занимая последнее место, хм. нет, смотри, машет рукой налево. непонятно, как туда впихнуться. ой-ой-ой, как узко. кранцы висят? швартовы готовы? ты их с нужной стороны от лееров пропустил? ой, мама. как здесь узко. мы наверное не туда идем. нет, вроде туда. ой, у них тузик в воде болтается? сюда, что ли? хелло, хелло...")

4. 7 ноября, среда.
Fethiye - Gobun Kapi Creek Bay (Фетхие - ресторан "Гобун") (11,14 мили). Выход - 11:50, стоянка - 15:55 (всего в пути 4:05).

Утром вышли в город в магазин и просто размяться.
    -- детей расчесывают перед выходом в город
Потом поперек залива Фетхие в сторону залива Скопеа. Облачность появляется и постепенно меняется. А в море становится больше чужих парусов, потому что в районе Геджика начинается какая-то регата.
  -- маяк на острове на подходе к Фетхие
  -- опять вид поперек залива Фетхие. За грядой холмов впереди залив Скопеа; слева открытое море
Зайдя в Скопеа, останавливаемся в самой первой бухте на нашем пути. Приближаются сумерки, и мы выходим на прогулку по лесу, взяв фонарики. Пройдя совсем немного, мы выходим на гребень холма, откуда открывается вид на открытое море. Сидим на скамейке, хлопаем комаров и наблюдаем закат и наступление ночи.

5. 8 ноября, четверг.
Gobun Kapi Creek Bay - Gocek (Ресторан "Гобун" - Геджик) (6,9 миль). Выход - 7:15, стоянка - 9:40 (всего в пути 2:25).
Gocek - Tomb Bay (Геджик - ресторан "Номад") (10,82 мили). Выход - 12:00, стоянка - 17:00 (всего в пути 5:00).

Ближе к утру начинается дождь, и приходится вставать и закрывать все окна (из-за жары мы спали со всеми окошками и люками открытыми настежь). Едва мы ложимся, налетает швал такой сильный, что срывает с палубы и перекидывает через ограждение наш "тузик". (Это стало возможным, потому что "тузик" лежал не плашмя, а был полуприподнят, чтобы не совсем закрывать световой люк в носовой каюте). К счастью, "тузик" прикреплен к яхте веревкой, мы одеваемся, вылазаем и укладываем его на место, дождь со шквальным ветром не прекращается, и как раз в этот момент светает. После этого дождь довольно быстро стихает и шквал прекращается, хотя низкие дождевые облака продолжают нестись над головой.
   
В открытом море и даже в заливе Фетхие делать нечего из-за (сравнительно) сильного (на наш взгляд) волнения, поэтому мы идем в Геджик. На подходе к Геджику снова начинается ливень, так что за стеной дождя почти ничего не видно. (В такие моменты не до фотографирования, конечно же).
 
Завтракаем в ресторане, потом подгоняем яхту к насосной станции и опорожняем грязный бак. Дождевые тучи уносит, выглядывает солнце, мы снова выходим, чтобы походить под парусом, но в ближайшей части залива Фетхие и Скопеа ветер все равно чуть слабее, чем хотелось бы.
      -- регата
 
 
  -- кроме яхт, в аренду сдаются катамараны, с еще бОльшим уровнем комфорта на борту, но, соответственно, дороже
   
  -- вечерние берега
Вечером останавливаемся у ресторана "Номад", где уже один раз были, потому что во-первых этот ресторан понравился больше других, во-вторых нужно наконец дойти до гробниц, до которых не добрались в прошлый раз.

6. 9 ноября, пятница. Tomb Bay - Gocek (Ресторан "Номад" - Геджик) (15 миль). Выход - 11:50, стоянка - 16:40 (всего в пути 4:50).
Утром мы спускаем "тузик", приделываем к нему навесной мотор и плывем поперек бухты к тому месту, откуда подход к гробницам будет самым коротким. Раньше мы на моторных лодках такого типа никогда не плавали.
  -- приплыли
Тропа к гробницам маркирована плохо, троп на склоне очень много (протоптанных, очевидно, теми, кто также искал и не находил гробницы). Входы в гробницы хорошо видны с воды, когда заходишь в бухту, но стоит начать подниматься по склону, они теряются. Поднявшись немного, останавливаемся там, где более полого и удобно сидеть, и по очереди ходим в разные стороны на разведку, только так находим правильный путь.
  -- вид вниз со склона холма
  -- склоны весьма крутые
Гробницы представляют собой небольшие выдолбленные в скале пещеры и больше про них нечего сказать. В общем они представляют собой скорее номинальную цель для прогулки по лесу. Эта прогулка по лесу, как и предыдущая в этом месте, доставляет удовольствие сами по себе.
  -- искомые гробницы
  -- виден причал, возле которого наша яхта
  -- Александра у входа в пещеры
На обратном пути купаемся в бухте.
Мы выходим в залив Фетхие в поисках ветра, но его там почти нет, неторопливо движемся в сторону Геджика. Потом ветер начинается резко и без предупреждения, так что лодку круто кренит, у детей опять уезжают карандаши, они гневно кричат, рулевой (я) даже не справляется с управлением. Мы немного убираем паруса и идем к Геджику в лавировку. Ветер продолжает усиливаться, когда достигает 15 узлов, мы наконец убираем паруса и дальше идем под мотором, все-таки в сегодня в пять часов нужно вернуть лодку, времени на эксперименты не остается.
  -- ветер становится приятным
 
Заходим на насосную станцию, а когда после этого идем от насосной станции до марины, ветер становится 20 узлов, что нам уже некомфортно. Как раз в этот момент с регаты в ту же марину возвращается несколько десятков соревновавшихся яхт. Мы, как полагается при подходе к марине, вызываем по рации ассистента на моторке, и пока ждем его, приходится вертеться в узком месте, при неприятном ветре, среди деловито идущих к своим причалам спортсменов. В общем довольно стрессово, но всё заканчивается удачно, мы дожидаемся работника на моторке и он проводит нас туда, где нам следует встать, в самой глубине марины вплотную между других яхт.
Таким образом, всю неделю, кроме последней половины последнего дня, ветер колебался от безветрия до 5-8 узлов, и это было немного слабее, чем было бы хорошо для нас-новичков. В последний же день, при ветре 10-12 узлов было хорошо, а при 15-20 уже не очень.

Итак, как было сказано, мы не шли по маршруту, а плавали вблизи одного места лишь потому, что мы не могли планировать переходы, не имея опыта хождения на парусной яхте вдвоем и с детьми. Теперь у нас появилось какое-то практическое представление об этом и в следующий раз мы постараемся сходить в парусный поход более полноценного вида. Т.е. первый пробный выход под парусом оказался совершенно успешным. Тем не менее сравнивать поход под парусом с походами другого типа пока рано. Но, во всяком случае, детей не приходится тащить на себе.
Что же касается отдыха на яхте в качестве не-спортивного времяпровождения (т.е. разновидности пляжного отдыха), то, попробовав это, становится ну совсем непонятно, что может заставить человека отдыхать не на яхте, а на пляже.

Александр Серков (на главную)