2013 Ленинградская область, к Финскому заливу (пеший, 4дн)


Маршрут: ж/д ст. Прибылово - оз. Тригорское - оз. Высокинское - берег Финского залива - ж/д ст. Ермилово (~60км).
Время проведения: 10.05 - 13.05.2013.


Четырехдневный поход по Карельскому перешейку. Оказался более физически тяжелым, чем прошлогодний в Яппиля, в общем, можно отнести к полноценному пешеходному туризму (трекингу), а не к походам выходного дня: попадались непростые дороги, и азимуты, приводящие в болота; к вечеру все уставали. Локальные достопримечательности - фундаменты финских хуторов, взорванные доты, неотмеченная на карте заброшенная советская промзона, множество колючей проволоки в лесу.
Режим движения.
Ярослава несла рюкзак весом два-четыре килограмма, Онега шла налегке (без груза). Переходы получались по 20-30 минут, с привалами минут по 15 между ними. Кроме коротких привалов для отдыха делали длинные привалы - на обед или на чай. За переход проходили 2-3 километра.
День 1: 4 перехода - обед - 2 перехода - чай - 2 перехода - лагерь. Всего 19км.
День 2: 3 перехода - обед - 2 перехода - лагерь. Всего 14км.
День 3: 4 перехода - обед - 2 перехода - чай - 2 перехода - лагерь. Всего 21км.
День 4: 1 переход - чай - 4 перехода - станция. Всего 9км.
Продуктовая раскладка.
Утро - молочная каша, чай.
День - пакеточный суп с добавлением крупы и мяса, чай.
Вечер - каша или макароны с маслом и мясом или колбасой, чай.
К чаю брали сухари и сухофрукты. Для придания энтузиазма во время привалов брали сласти - леденцы и шоколадки (последних - по штуке на день). Для дополнительного придания энтузиазма взяли две банки консервированных фруктов.
Имели две бутылки по 2л для воды, чтобы была возможность устраивать стоянки, не завися от ручьев.
Итого:
ячка, пшеничка, кукурузная каша в пакетиках для порционной варки - 900г.
сухое молоко - 400г.
пакеточные супы "европек" - 4 упаковки.
сушеное мясо - 250г.
макароны - 450г.
греча - 400г.
рис - 700г.
оливковое масло - 150г.
колбаса т/к - 200г.
сухари - 350г.
леденцы - 2 упаковки.
шоколад - 4 плитки.
сухофрукты и изюм - 2 упаковки.
консервированные фрукты - 2 банки.
сахар - 100г.
чай - 100г.
специи.
Одежда.
На каждого комплект термобелья, джинсы, флисовая кофта, непродуваемая куртка, ботинки. Погода была хорошая и никто ни разу не промок.
Прочее снаряжение.
палатка "нормал" четырехместная.
пенные коврики - 3шт.
газовые горелки - 2шт.
котелки по 1.1л - 2шт.
газовый баллон 450г (ушел полностью).
ветрозащитная стенка для горелки (реально помогает).
спальники "снаряжение" - 2шт (состегивали их вместе и накрывались как одеялом).
флисовая простыня.
палки трекинговые телескопические - 4шт.
бутылки пластиковые по 2л - 2шт.
кружки, миски, ложки - 4 комплекта.
нож.
пила-цепь, растопка, свечка (ничем не воспользовались).
фонарики - 2шт.
ремнабор.
аптечка.


День один


Поход проходит вблизи населенного пункта Приморск (бывший финский Койвисто). Как известно, большая часть Карельского перешейка отнята у Финляндии во время второй мировой войны без причины и без смысла: отнятые земли обезлюдены и заброшены. Сильное впечатление производит тот факт, что довоенные финские дороги находятся в лучшем состоянии, чем советские и современные. Сравнение же малых населенных пунктов современной России и современной Финляндии приводит к невыразимым результатам.
Выходим на станции Прибылово. Рядом неотмеченный на карте военный аэродром, который приходится обходить - идем по шоссе на север.
  -- вертолет Ми-4
Сворачиваем у указателя на Малышево. Первые пол-километра вдоль дороги непрерывные мусорные кучи.
Затем в лесу справа слабо заметный дот, красивый снаружи, но заваленный внутри.
      -- финский дот
На дороге сохранились каменные мостики над мелиоративными канавами.
  -- Онега на привале
После обеда идем по сильно петляющей дороге через заброшенные поля. Фундаменты и погреба на светлом пригорке над озером.
  -- вечерняя стоянка возле озера Тригорское
Мы доходим до места, где с дороги можно увидеть вдалеке озеро "Тригорское". К озеру не спускаемся - и правильно, возле него хороших стоянок нет - стоим у верхнего края поля.
    -- поля возле озера Тригорское

День два


  -- утром возвращаемся от озера, куда ходили за водой
После завтрака разглядываем несколько дотов, расположенных поблизости. Все они взорваны и смотреть собственно не на что. Но есть повод рассказать детям про вторую мировую войну.
     
     
  -- Онега на стоянке
  -- развалины хутора Кесяля
      -- финский дот
    -- поля возле озера Тригорское
 
    -- разрушенный финский дот
  -- разрушенный финский дот
  -- развалины финского хутора
    -- Ярослава и Онега практикуются в использовании альпенштоков на курумнике
  -- развалины финского хутора
  -- разрушенный финский дот
      -- Онега на куче камней
Теперь нам нужно немного назад по сравнению с тем, что прошли вчера вечером. Чтобы не повторяться, идем не по дороге, а через лес. Сперва сухое сосновое редколесье, потом низина с подлеском, потом легкое болотце, которое обходим по краю. После чего выходим на заросшую заброшенную колею. Не сложный азимут, но хорошо иллюстрирует отличие от хождения по дорогам. Детям понравилось.
На обед останавливаемся у следующей разрушенной деревни между двумя озерами.
  -- привал
      -- развалины хутора Кайпиала
  -- погреб
    -- другой погреб
      -- на привале
  -- Александра
      -- мост
Едва дойдя до населенки, поворачиваем по заброшенной дороге на запад. Дорога ровная, но в некоторых местах нарушены естественные водотоки, и попадаются пересекающие ее поверху ручьи и болота, некоторые достаточно протяженные и вызывающие проблемы при преодолении (мочить ноги не хочется). Вплоть до того, что в нескольких местах останавливаемся, скинув рюкзаки, и ходим вперед на разведку - вдоль какого берега дороги проще пройти.
Доходим до перекрестка лесных дорог довольно-таки уставшие и заваливаемся в палатку. Вечером наблюдаем интересное явление - облака, стелющиеся по земле. Сперва отдельные клочья, летящие на высоте метров 20-30, задевая за верхушки деревьев; вылетая на поляну, проваливаются вниз и дальше заполняют собой лес. Резко становится холодно и влажно. Раньше мы такое видели только в горах.

День три


Утром идем на юг, цель - берег моря.
    -- Онега на привале
      -- то же
    -- заброшенный недостроенный сруб
    -- привал
          -- дети
  -- Онега фотографирует цветы
      -- дети позируют
  -- редколесье на месте заброшенного аэродрома времен войны
Лесная дорога, по которой идем, пропадает, и начинается незапланированный переход по азимуту, заметно более сложный, чем вчера. Болота, пружинящий мох, вода в следах, непролезаемые поваленные деревья, которые приходится подолгу обходить. Много лосиного помета и следов копыт.
После пересечения железной дороги обедаем. Дальнейший путь на юг к озеру "Высокинскому", мимо северного края которого собираемся выйти к Финскому заливу.
Через озеро видны постройки какого-то военного завода времен Ссср.
      -- полузаброшенная промзона
Идя вдоль берега, упираемся в порванную колючую проволоку, но т.к. очень воспитанные, разворачиваемся и отходим от озера по дороге, но она тоже выводит к заграждению (колючая проволока на изоляторах, но ворота открыты). Приглядевшись, замечаем полуразрушенную ограду из колючей проволоки, которая находится уже позади нас. В поисках верного пути тычемся в разные стороны, но повсюду только брошенные бетонные и железные конструкции, и сложенный свежеповаленный лес.
  -- заброшенная промзона
  -- трактор-трелевщик
Проходим (в направлении "с территории - наружу") несколько заброшенных КПП с коридорами колючки на каждом. Когда-то тут что-то охранялось совершенно параноидально. На самом последнем на пути КПП висят грозные надписи про объект, охраняемый кем-то унитарным и федеральным. Железнодорожные подъездные пути заброшены. Выйдя с территории, на которой протупили около часа, пересекаем шоссе и оказываемся на берегу. Дорога близко, много отдыхающих, мусора, и колючей проволоки, вросшей в деревья.

День четыре


  -- берег Финского залива
      -- танкер подходит к нефтеналивному порту
    -- берег в районе Ермиловского залива
  -- мачта в районе нефтеналивного порта
        -- дети играют на берегу протоки из озера Высокинского
Сперва вдоль берега моря, потом по обочине шоссе до железнодорожной станции.
        -- железнодорожная станция Ермилово
  -- ждем поезда

Александр Серков (на главную)