2013 Средиземное море, Карийский берег Турции и Додеканесские острова (Греция) (парусный, 13дн)


Маршрут: Бодрум - Чёкертме - Книдос - Датча - Бузбурун - Сими (о. Сими) - Ливадия (о. Тилос) - Пали (о. Нисирос) - Кардамена (о. Кос) - Кос (о. Кос) - Бодрум (примерно 200 морских миль).
Время проведения: 26.10 - 08.11.2013.


Что это


Двухнедельный очень-очень отдыхательный поход на арендованной парусной яхте.
Это наш второй поход на яхте, первый был в прошлом году (здесь).
Вариант этой же странички, на которой все (неразобранные) фотографии (в основном - довольные физиономии участников), здесь.

О походе и детях


Мы взяли в аренду яхту "Бавария 36". Три двуспальных каюты (то есть фактически - шестиместная), кают-компания, кухня, санузел. Паруса и дизельный двигатель. Резиновая лодка с подвесным мотором в комплекте. 2300 евро за две недели.
  -- "36" есть длина лодки в футах
За четырнадцать дней прошли почти четыреста километров, сперва вдоль турецкого берега, потом по цепочке греческих островов. Голубая прозрачная вода, пестрые и тихие прибрежные города, овощи, рыба и вино, древнегреческие развалины, действующий вулкан Нисирос. Не устаю радоваться и удивляться сочетанию казалось бы несочетаемого: активного похода и комфорта пляжного отдыха.
С тех пор, как у нас (случайно) возникла мысль о яхте, до нынешнего похода прошло гораздо меньше денег и усилий, чем можно было предполагать.
Дети на борту являются в некоторой степени ограничивающим фактором, разумеется.
На яхте может быть скучно - в хорошую погоду так же скучно, как в обычной комнате летнего дома, а в плохую - еще и некомфортно из-за качки. А может, конечно, быть и весело и интересно, но это зависит от умения детей саморазвлекаться и от готовности родителей их развлекать. Онегу окунули в воду на страховочном лине, например. Родителям было весело... В любом случае, яхту мы рассматривали как средство передвижения, совмещенное с местом для жилья, а не наоборот. Из работ по яхте, дети только таскали кранцы (впрочем, превратили это в веселую игру). Старшая научилась крутить лебедку.
Поэтому на переходы мы тратили лишь несколько часов в день, остальное время используя для прогулок по берегу. Целый день посвятили небольшому пешему походу по кальдере Нисироса, почти пол-дня ходили по археологическим раскопкам в Книдосе. Во всех городках, в которых стояли, совершали утренние или вечерние прогулки, хотя бы по два-три километра. Заходили на попадающиеся детские площадки.
Изначально дети хотели ночевать каждая в своей каюте, но Онега не любит спать одна, и спала в результате с Яркой. Таким образом, смысла в шестиместной лодке для нас не было.
Как и в прошлый раз, на палубе мы находились в спасательных жилетах. То есть родители были в них постоянно, а дети могли быть либо в кокпите без жилетов, либо на палубе, в спасжилетах и пристегнутые. В случае, когда шли под парусом с сильным креном - даже в кокпите были в спасжилетах и пристегнутые. Поскольку это было правило совершенно безусловное, дети очень быстро приняли его как данность и ничуть не возмущались, а застегивались сами.
Питаться можно в ресторанах на берегу (проще), можно готовить еду на лодке (дешевле). Рестораны, правда, есть много где, но не везде. Обычно горячая еда была у нас два раза в день, днём нам хватало легкого перекуса. На яхте есть холодильник, так что холодный лимонад всегда в наличии.
Некоторые читатели интересуются, не тошнило ли? Мы на это промолчим.
Один день из четырнадцати был шторм. Мы сидели на берегу в гостинице.
 

Фотографии


1. 26 октября, суббота. Заезд, приемка лодки.
Приемке лодки уделили меньше внимания, чем стоило бы. Дремали после бессонной ночи и гуляли по городу. Как обычно с нами и бывает, по не-парадной его части.
 

2. 27 октября, воскресенье.
Порт Бодрум - бухта Чёкертме (24 мили). Выход - 9:25, стоянка - 17:10.

Все было очень похоже на прошлый год - жарко (+20), солнце и мало ветра, мысли о прибрежных ресторанах, полное расслабление. В середине дня первый раз в жизни бросили якорь в уютной пустынной бухте, пообедали и искупались с яхты (на корме есть небольшая выдвижная лестница). До обеда шли под мотором, после обеда - под парусом, но ветра мало, поэтому небыстро. Вечером - ресторан. Определенных целей не было и нет.
  -- средневековая крепость в Бодруме
 

3. 28 октября, понедельник.
Бухта Чёкертме - Книдос (32 мили). Выход - 10:05, стоянка - 16:35.

Ветра нет совсем. Шли под мотором поперек залива Гёкова по совершенно гладкой воде, потом вдоль берега - шесть часов под равномерный гул мотора. К вечеру дошли до развалин древнегреческого города Книдос. Населенного пункта здесь сейчас нет, только отдельно стоящий ресторан, остальное - археологический музей (фактически, незаконченные раскопки) под открытым небом. И маяк на холме. Пришли незадолго до сумерек и вечером попытались сходить к маяку, но не дошли, т.к. стремительно наступил вечер и темнота.
 
 
  -- надоело держать штурвал
  -- маяк

4. 29 октября, вторник.
Книдос - порт Датча (21 миля). Выход - 11:10, стоянка - 16:05.

С утра мы пошли гулять: сперва в пешую прогулку к маяку (пол-километра в одну сторону), потом по раскопкам. Это было очень важно из соображений гармонии путешествия: после двух дней движения на яхте возникает закономерный вопрос, куда и зачем мы идем? Вот - ответ. Утренний маяк - просторные и свежие пейзажи. Музей - прикосновение к Древней Греции, ощущения странные, какие я уже испытывал по этому же поводу в Риме, которых я не мог представить раньше и не могу передать сейчас. Может быть, именно про это говорят "энергетика места". В общем, что-то смутное и глубокое.
  -- дети добрались до маяка и сидят
  -- дверь в иное измерение. Судя по виду, в Россию
  -- горы очень заманчивого вида
  -- фундаменты храмов
    -- а теперь сфотографируй меня здесь, и меня
Вышли фактически в середине дня, и опять шли под мотором, т.к. ветер был слишком слаб для наших умений. К вечеру дошли до городка Датча. Подойдя к гавани, мы увидели, что в ней нужно швартоваться новым для нас способом - носом на свой собственный якорь, а кормой к городской набережной. Но делать-то нечего! Пришвартовались, и это как-то переломило отношение к походу и к осознанию своего места на лодке. Стало ясно, что мы не "два мудреца в одном тазу", а что-то самостоятельно можем. И как-то сформировалось представление о походе, сочинился маршрут, окрепло желание идти обратно через Грецию. Может быть, это вирус мореплавания закрепился в нас.
  -- папа, фотографируй вот туда
Атмосферу сложно передать. Южный город, пальмы, деревянный настил на набережной, гуляющие. Прямо напротив нашей яхты - детская площадка, на которой какой-то детский праздник. Двух-трех-этажные домики на склоне холма. Мы ужинаем под открытым небом, сидя в кокпите. Кстати, начиная с этого вечера кончилось плавание "от ресторана до ресторана" и начался нормальный поход, даже можно сказать - "спортивный", в меру наших более чем скромных умений.

5. 30 октября, среда.
Порт Датча - якорная стоянка вблизи н/п. Бузбурун (19 миль). Выход - 10:50, стоянка - 17:20.

Ветер был слаб, и мы продолжили путь вдоль турецкого берега на восток, отложив выход в Грецию до завтра. Сперва шли под мотором, потом поставили парус и шли под парусом. Блаженный миг, когда выключаешь дизель и наступает тишина. "Родители, почему мы стоим?" - "Мы не стоим, мы идем, посмотри внимательно на воду за кормой...".
Вечером мы первый раз в жизни встали на якорную стоянку. Т.е. не пришли ни в город, ни к причалу ресторана, а в отмеченном в лоции месте, в тени острова, бросили якорь и провели ночь, не будучи привязанными к берегу. Я нервничал. (Хорошо ли зацепился наш якорь? Не изменится ли ночью ветер, не выкинет ли нас на берег?). Страхи, вероятно, необоснованные, все кроме меня спали спокойно. Ночью - невероятное количество звезд.

6. 31 октября, четверг.
Якорная стоянка вблизи н/п. Бузбурун - порт Сими (остров Сими, Греция) (14 миль). Выход - 11:25, стоянка - 16:00.

Утро свежо и прекрасно. Ощущения похожи на то, что испытываешь на даче, выходя утром из дома, только вместо зеленой лужайки - голубой бассейн. Мы спустили моторку (как и в прошлый раз, к яхте в комплект прилагается резиновая лодка с подвесным мотором) и сплавали к берегу, где оказались в гуще пасущихся коз. А на мелководье видели большую морскую звезду, которую Ярка почему-то до истерики испугалась.
   
  -- наша яхта на якорной стоянке
После поездки на берег мы купались с яхты. Вода голубая и прозрачная (дно видно до глубины 10-15 метров).
Ближе к середине дня вышли и отправились в Грецию. Несильный встречный ветер позволил очень хорошо идти под парусом, изредка меняя галсы. Дети читали книжки, сидя в кокпите. Во второй половине дня дошли до греческого городка Сими на одноименном острове. Церкви вместо мечетей, сама архитектура рядовых домиков другая... (В Турции никакой архитектуры нет вообще, не побоюсь этой формулировки...) Тишина и "сонное местечко". Мы ловко (предмет нашей гордости) пришвартовались к городской набережной. Потом ходили по этой пустынной набережной в поисках портовой администрации... Нечто слабо представимое: прибыли в другую страну (к тому же, в евросоюз из не-евросоюза), и никто не обращает на нас внимания. Ау, есть здесь кто-нибудь? Капитан сам идет с пачкой паспортов в отделение полиции (на другом берегу бухты), в таможню с документами на лодку. Эти прогулки занимают около часа. Всё это делается самостоятельно, и никто никак не стесняет. Портовый начальник: "Предпочтительно, конечно, чтобы вы успели сделать это за сегодня"...

7. 1 ноября, пятница.
Порт Сими - бухта Панормитис (остров Сими) (13 миль). Выход - 12:35, стоянка - 17:30.

Ранним утром мы перешвартовывались к другому берегу бухты, потому что пришел некий местный житель, условно названный "вредный грек", и сказал, что мы стоим на его веревках. Ну на его так на его. Пришвартовались даже еще лучше, чем вчера, и еще быстрее и ловчее.
Потом пол-дня были посвящены прогулке по Сими. Маленький городок. Скалы, кактусы, церкви, рыбацкие лодки.
  -- Сими
  -- гуляем по городу
  -- иногда дети сидят где-то в углу
На выходе мы зашли на заправочную станцию и залили топлива, тоже впервые. План на сегодняшний день был небольшой: обогнуть остров и встать на его южной оконечности, в местечке Панормитис, чтобы завтра отправиться в первый большой (25 миль!) переход по открытому морю. Огибая остров, мы проходили мимо бухты Тессалония, на которую обратили внимание еще на фотографиях из космоса, когда разглядывали их перед поездкой. Небольшая изолированная бухта, доступ в которую только с воды - пляж, ограниченный отвесными скалами. Мы бросили якорь посреди бухты, сплавали на моторке на берег и купались. Мы были совершенно одни, т.к. сейчас - "низкий сезон", здесь, видимо, вообще "не сезон".
Пустой пляж, одинокая яхта, отвесные скалы вокруг. Многократное эхо. Соленая вода.
К вечеру подошли к Панормитису. Это православный монастырь, но главное - закрытая мелководная бухта. Так как утром хорошо закупились продуктами, на берегу нам ничего не было нужно, и ночь мы провели, стоя на якоре.
  -- яхта нас ждет

8. 2 ноября, суббота.
Бухта Панормитис (остров Сими) - гавань в н/п Ливадия (остров Тилос) (25 миль). Выход - 8:15, стоянка - 15:10.

Мы вышли рано утром, не очень хорошо зная, сколько времени займет путь. Ведь дойти до безопасного порта до наступления темноты - для нас обязательное условие перехода. Остров Тилос, на который держим путь, не виден. Это первый такой переход для нас. Мы поставили парус и шли под парусом. Сими скрывался за кормой - горы таяли в дымчатом воздухе. Наш маршрут пересекал судовой ход, большие суда (преимущественно грузовые) появлялись с одной стороны и пропадали с другой. На середине пути не было видно ничего - только море со всех сторон, ветер в лицо, редкие брызги, белый парус над головой. При этом, из-за почти постоянного наличия других кораблей в зоне видимости, не было ощущения заброшенности или одиночества, или пустоты. Ощущение, что жизнь кипит, не покидало. Да, открытое море, но вот там за горизонтом есть города.
Параллельно, нужно сказать, чувствовалось, насколько в Греции меньше, чем Турции, чартерного флота, т.е. яхт, взятых в аренду отдыхающими. В Турции даже сейчас мы видели на стоянках по полдюжине (как минимум) других яхт, здесь - почти никого. В этом смысле море действительно казалось более пустым.
Потом впереди открылся остров... Безлесые холмы, издалека чем-то похожие на тундру, но погода не дает обмануть себя: деревьев здесь нет не из-за морозов и ветров, а из-за жары и сухости. Поселок Ливадия, отдельные домики на берегу. Маленькая пустынная гавань. Кошки, привыкшие, вероятно, к рыбакам. Вечером мы прошли по городской набережной, совершенно пустой. Ощущение, что время здесь не "остановилось", а попросту - "стоит".
  -- дети сидят, свесив ноги за борт
  -- городская набережная в Ливадии

9. 3 ноября, воскресенье.
Гавань в н/п Ливадия (остров Тилос) - гавань в н/п Пали (остров Нисирос) (21 миля). Выход - 8:35, стоянка - 14:35.

Переход к следующему острову - потухшему вулкану Нисирос. Вдоль берега Тилоса шли под мотором, а выйдя на простор, поставили парус, и шли под парусом, все веселее и веселее. Небо по-прежнему ясное, и тепло, но вот, на морском ветру дети уже надевали курточки. Очень удачно вышло то, что пока на протяжении почти всего нашего похода ветер усиливался постепенно, от штиля во второй день до 8-10 узлов вчера и вот до 10-12 сегодня. Из-за этого мы все время находились на грани нашей "зоны уверенности", там, где находиться приятнее и эффективнее всего.
  -- покидаем Ливадию
  -- безжизненные берега
 
  -- парус и крен
  -- дети на волноломе в Пали
 

10. 4 ноября, понедельник. Дневка.
В этот день мы отправились исследовать остров - к кратеру вулкана. Вулкан Нисирос сейчас не извергается, но "активный", то есть что-то внутри него происходит и из него наружу исходит. Правда, чтобы добраться до кратера, пришлось вызывать и долго ждать такси: повсюду предлагается множество автомобилей и мотоциклов в аренду, но никто из нас не водитель; а вот такси не предлагается. Население острова - около тысячи человек, занятые теперь в основном в сфере услуг, или работающие на карьере, находящемся на соседнем острове.
Вулкан имеет обширную кальдеру, то есть, фактически, остров представляет собой кольцо гор высотой метров пятьсот, окружающее сравнительно ровную долинку размером в несколько квадратных километров. В отличие от лысого острова Тилос, на Нисиросе много деревьев и пасущегося среди них скота. Все внутренние склоны кальдеры покрыты искуственными террасами, сделанными ради земледелия; объем работ, потребовавшихся для этого, сложно оценить, но, очевидно, огромен; сейчас - заброшено. Коровы, козы, овцы и свиньи. Шоссе, серпантином поднимающееся на гребень кальдеры и спускающееся в кратер, обломки упавших скал на проезжей части.
Кратер представляет собой дыру в земле, с крутыми цветными стенами и плоским дном. Столбы дымов, поднимающиеся то тут, то там. Дыры с клокочущей грязью. Сильнейший, не передаваемый никакими фотографиями запах сероводорода, который с непривычки попросту тяжело перенести. Сперва Ярка не захотела спускаться, но, когда вернувшаяся Онега сообщила о "ямах с ведьминым варевом", не смогла-таки устоять.
  -- крупным планом Онега в кратере действующего вулкана
  -- дырки куда-то в ад
 
  -- кроме нас, конечно, никого нет
    -- дорога
Обратно от кратера до яхты мы шли пешком. Получился короткий, но серьезный переход - сперва вдоль шоссе (совершенно пустынной, разумеется, асфальтовой дороги), потом вверх по склону кальдеры. Искуственные террасы шириной по несколько метров, разделенные каменными стенками высотой примерно в рост человека, заросшие редкими деревьями. Шли по маркиру - на острове несколько размеченных трекинговых троп. Именно в этом месте на гребне находится небольшая деревня, от которой вниз шли опять по шоссе. Всего пройденный путь составил восемь-десять километров. Выходить в море было уже поздно, и мы никуда не пошли. Дети играли на детской площадке.
  -- белые домики деревни на гребне кальдеры

11. 5 ноября, вторник.
Гавань в н/п Пали (остров Нисирос) - порт Кардамена (остров Кос) (14 миль). Выход - 7:00, стоянка - 10:40.

Мы вышли рано утром, с целью дойти до порта Кос до наступления предсказанной на завтра непогоды. Вокруг были видны дождевые тучи, и ливневые хвосты под ними, но мы все-таки отправились в путь. Хотя бы потому, что непогода - непогодой, а арендованную лодку нужно возвращать в срок. Да и непогоду на сегодня обещали весьма умеренную. Правда, то, что объективно является "умеренной непогодой", для нас может быть весьма экстремальным приключением. В общем, мы пошли. Под парусом.
  -- какие красивые утренние облачка
  -- ой, а там еще красивее
  -- может там дождик?
  -- ладно, мы идем
  -- нет, очень красивые облака
Внезапно бум! Бах! Это гроза! Трах-тарарах! А что-то ветер дует то в одну сторону, то в другую. А что-то нам хочется то в одну сторону, то в другую. Ой, там тоже дождик. Ой, он все ближе и ближе БАМЦ!. И так далее. Ветер дует нам строго в лицо, т.е. как раз оттуда, куда нам надо попасть. Начинается ливень, видимость падает до нескольких сотен метров. В шквалах на границе туч море становится такое злое. Серое, и все в пупырышках от крупных капель дождя. "Кстати, интересно, что происходит, если в яхту попадает молния?" - "Не знаю, наверное, ничего страшного. Должны же были производители как-то об этом подумать."
И вообще мокро и холодно. Ну, мы так не договаривались... Ближайшим портом оказался городок Кардамена на острове Кос (но в другой его части, чем порт Кос). Мы направились к нему, под мотором, по такому недружелюбному свинцовому морю. Детям велели спуститься вниз, хотя они очень быстро уже успели намокнуть. Ливни то прекращались, то начинались снова, ветер нес струи дождя в лицо. Береговая линия медленно приближалось из-за стены непогоды. Ветер был объективно совсем не сильным (на самом деле, такой ветер называется "умеренный" или "свежий"), но вместе с дождем - неприятным. Мы зашли в гавань Кардамены.
Там мы - пришвартовались. Иначе про это нельзя сказать, но слова тщетны! В общем, становиться при "умеренном" боковом ветре - это не то же, что при штиле. Это - ну, я не знаю что. Это повод для переживаний о собственном бессилии выразить и о собственной не-принадлежности ни к какой внятной категории людей: ведь любому моряку мои переживания по поводу швартовки в умеренный ветер будут смешны, а любому человеку сухопутья - непонятны. Кто же я?
  -- вид на Нисирос. Легко видеть, что это кальдера (вулкан с обвалившейся верхушкой)
  -- вечер на волноломе

12. 6 ноября, среда. Дневка по непогоде.
Ночь прошла неспокойно, даже в закрытой гавани была качка, а ветер пытался навалить нас кормой на набережную. Мы несколько раз поправляли швартовы и якорь, но проблемы это не решало, а прогноз погоды обещал дальнейшее усиление ветра. О выходе в море не могло быть и речи - да и возможности такой уже не было: сразу за входом в гавань начинался прибой, соваться в который было бы безумием и для нас - верным путем угробить лодку, а может и себя.
Кроме нас, в гавани стояло еще две яхты, и одну из них вчера вечером (уже при нас) переставили к противоположному берегу гавани - к тыльной стороне волнолома, где ветер получался не на причал, а наоборот, от него. Кроме того, это место находилось дальше от входа в гавань, и там было меньше волнение. Принять решение помог местный житель ("you should move your yacht there. do it now, i will help you"). После чего он реально проследовал в указанное место и остановился там в ожидании, когда мы подойдем и подадим ему концы.
Ветер к этому времени был уже не "умеренный" и не "свежий" и даже не "сильный", а следующий по шкале Бофорта - "крепкий". В общем, мы отдали швартовы, выбрали якорную цепь, подняли якорь, пересекли по диагонали гавань (от силы сто метров) и при помощи оставшегося безымянным мужика закрепили яхту бортом к причалу, при помощи шести швартовых концов, как на картинке. Вчерашняя швартовка при этом поблекла полностью и стала казаться детскими шалостями. Ветер толкает яхту куда не нужно, удержать ее в правильном положении для подъема якоря не удается, якорная цепь слетает со шкива, снова и снова... Уже пришвартованную яхту качает ветром и волнами, попеременно какой-нибудь из швартовов натягивается и происходит неприятный рывок. Масса яхты около семи тонн. Что дает представленеи о нагрузках на веревках и местах креплений.
Окинув взглядом ситуацию - нашу раскачивающуюся яхту, где дети категорически отказываются принимать пищу, и две соседние яхты, стоящие рядом пустые - соотносим одно с другим и идем искать гостиницу. В ста метрах от гавани, берем на сутки трехместный номер. Перекусив и оставив детей играть за компьютером, идем к яхте посмотреть как там дела. Хотя причины нет, мы же с нее час назад вышли... Просто потешить свою паранойю...
И оказывается, паранойя тут не при чем, а точнее, она только выручила. Потому что, подойдя к яхте и для успокоения себя зайдя на борт, мы видим, что центральную швартовую утку вырвало из корпуса, и она болтается на одном гнутом болте, жить которому осталось, вероятно, совсем недолго. И как только я снимаю с утки швартовы, чтобы завести их на носовую и кормовую утки, раздается громкий банг! и лопается пополам носовой швартов.
Тут нужно сказать, что веревки, которыми была снабжена эта яхта, были, в общем, говенные, и их было мало. Пять веревок слишком тонких (подходящих, конечно, для швартовки в штиль), одна более-менее вменяемая и две - на самом дне рундуков, видимо, чтобы их не доставали - наоборот, слишком толстых, таких, что почти не помещались на утке. И вот сейчас лопнула та, которая была "одна более-менее вменяемая".
В общем, тут почти нечего сказать, кроме того, что "фигня случилась", но, можно сказать и хорошее: хорошо, что это случилось именно в тот момент, когда мы были рядом. Причем в особенно удачный момент, когда один из нас был на борту, а второй рядом на берегу. Мы сразу же кинули с борта на берег оборванный конец, как-то за него подтянули яхту, которую уже начало относить от причала (удерживаемую лишь двумя концами с кормы) - подтянуть семитонную лодку боком против ветра тоже нелегко, я так скажу - и закрепили. За две оставшихся утки, всеми оставшимися концами - в основном двумя толстыми и ранее не использовавшимися, но длинными и потому заменившими нам остальные, порванный и слабые концы.
Для завершения картины, море в это время немного штормило, волны разбивались о волнолом (ширина которого составляла метров десять-пятнадцать), и брызги от этих волн летели на нас, как струи дождя. Только убедившись, что все веревки заведены надежно, мы оставили лодку и пошли к детям в гостиницу. Но полной уверенности в безопасности судна уже не было. Потому что вырванная утка - это что-то, что мы вряд ли могли предсказать или предотвратить.
  -- на волноломе уже не постоишь
    -- но дети пытались, и полностью промокли
  -- три яхты, застигнутые непогодой, испуганно забились в дальний угол гавани. Наша яхта крайняя справа (ближайшая). Рядом с ней видны собственно мы
  -- детская площадка
Днем был сильный ветер, то и дело шквалы и ливни. 7-8 баллов по шкале Бофорта. Вторую половину дня мы почти всю просидели в гостинице, пару раз выходя погулять, но на второй раз попали под такой сильный ливень, что после этого оставалось только сушиться, полуголыми сидя в номере.

13. 7 ноября, четверг.
Порт Кардамена (остров Кос) - порт Кос (остров Кос) (15 миль). Выход - 13:00, стоянка - 18:25.

Ветер потихоньку стихал. Утром пошли на яхту, которая стояла без дальнейших повреждений. Было немного неловко от того, что оставили ее в непогоду. Конечно, яхта не собственная, с другой стороны, кто о ней позаботится - явно нынешний владелец (чартерную компанию я имею в виду) ее лаской не избаловал.
Тем не менее рано утром выходить не стали - прибой по-прежнему казался слишком сильным, волны выплескивали на набережную, заливая ее сплошной соленой лужей. Переодевшись и будучи наготове, сидели в кафе с видом на гавань. Выходить сегодня было необходимо, потому что завтра следовало вернуть яхту в Бодруме, а до этого еще пройти таможенные формальности на выходе из Греции.
Вышли после полудня и шли навстречу ветру и волне. Сразу же стало ясно, что идется очень медленно, но дети, недовольные прошлой качкой и креном, упросили идти под мотором. За те несколько часов, что шли вдоль берега острова Кос, ветер и волна все стихали и стихали, так что, когда дошли до восточного края острова, за которым уже можно было видеть турецкий берег и Бодрум, стало совсем тихо и гладко. Одновременно с этим наступил вечер и почти сразу - ночь. До этого мы еще не плавали в темноте - потому что это сложнее - и сейчас все было в новинку, но очень красиво. Все оттенки синего и желтого, бледный свет тускнеющего неба, несколько капель неясного дождя, огни на далеком берегу. Есть такие картины, какие видишь редко-редко, но которые окупают все затраты.
Подойдя к Косу, долго всматривались в городские огни, выискивая затерявшиеся на их фоне навигационные. Александра звала по рации марину и дозвалась. В итоге мы около часа шли после заката солнца, в сумерках и в ночной темноте. Наконец - марина, причал, швартуем лодку и опять отдыхаем, наслаждаясь таким радостным (и редким) чувством сделанного шага вперед.

14. 8 ноября, пятница.
Порт Кос (остров Кос) - порт Бодрум (Турция) (12 миль). Выход - 12:25, стоянка - 16:00.

Утром мы долго гуляли по городу. Сперва оформили документы на выход из Греции, потом ходили по развалинам крепости и в кафе. Поднимался ветер, но небо было ясное и тепло, а Бодрум был виден совсем рядом, прямо напротив выхода из Коса.
  -- другие яхты (такие разные)
  -- капитан бегает по инстанциям
 
    -- средневековая крепость, разумеется, пуста
Ветер был около 20 узлов - в начале похода нас даже числа такие пугали, а сейчас оказалось самое то. Мы поставили паруса и резво бежали поперек пролива, разделяющего Кос и турецкий берег. У детей улучшилось настроение, вплоть до того, что они признались, что полюбили крен, к которому с опаской относились раньше. Онега пыталась дотянуться ногами до воды, сидя на нижнем борту. И так далее.
 
 
Бодрум. Марина, откуда две недели назад начинали. Возьмите назад свою лодку со сломанной уткой. Ночуем на борту, на следующее утро - в аэропорт, в Стамбул и домой.

Александр Серков (на главную)